Звёзды продолжают светить (Патриоты Нижнего)
Война и первая любовь, тяготы госпиталя и желание простых человеческих радостей, дружба, воинский долг и мечты о мирной жизни – всё переплелось в повести о первой любви «Звездопад», премьеру которой, посвящённую Великой Победе, представил театр «Комедiя».
Несмотря на то что «Звездопад» – одно из самых известных произведений Виктора Астафьева о войне, спектакли по этой повести можно увидеть на наших сценах нечасто. Возможно, потому, что слишком горька правда, с которой описывает автор военную действительность: и разрушенный, разорённый город, и смерти солдат в больничных палатах госпиталя, которые так тяжело переживаются их однополчанами. И хотя в произведении нет ни одного описания военных действий, близость войны ощущается сразу в начале спектакля, потому что безупречно передана сценографически – железные решётки по всему периметру сцены, простые лежаки, на которых всё ещё «воюют» раненые, и свет. Вот этот свет – лампочки, спускающиеся с потолка, – играет то как зловещее операционное освещение, то как праздничная иллюминация в честь Нового года, то как звездопад, о котором говорит главный герой в финале. Эта яркая находка художника Бориса Шлямина диктует художественный образ всего спектакля и помогает зрителю сразу погрузиться в атмосферу постановки.
То, что повесть автобиографична, очевидно: автор сам сибиряк и сам воевал. И то, что она написана лишь через 25 лет после произошедших событий, вполне понятно. Чтобы описать все ужасы войны, не зайдясь в истерике, а объективно, по-мужски, правдиво и в то же время пронзительно, – для этого должно всё-таки пройти время.
И то, что режиссёр Надежда Ковалева выводит уже повзрослевшего Михаила Ерофеева на сцену, достаточно оправданный ход. Герой, как бы вспоминая события, запускает киноленту памяти, вспоминая свою юность и первую любовь, которая приходит сразу же. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжелой операции, как видит молодую медсестру, в которую влюбляется с первого взгляда. И эта любовь совсем не романтична. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил просто ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно он приходит к потребности встретить свою любовь. И первая увиденная им девушка – миловидная, обаятельная медсестра Лидочка – сразу покоряет его сердце.
И такое в сценах между Лидой и Мишей чувствуется молодое жизнелюбие, такая вера в то, что всё будет хорошо, что эта, в общем-то, грустная история звучит всё-таки оптимистично. Несмотря на то что Михаил решает расстаться с Лидой по просьбе её матери, дабы не ломать девочке жизнь. Ведь ей ещё институт кончать, а он раненый, с семью классами, да ещё со дня на день опять на фронт, – какая тут может быть любовь? Что он, солдатик, может сделать для своей любимой сейчас? Ответ очевиден, и нет страшнее этого ответа. Миша Ерофеев отказывается от Лидочки и уходит. Вновь уходит на фронт. Чтобы защищать Родину и всех друзей, которые остались в тылу. И свою первую любовь – Лидочку.
Эта история нежных чувств молодых людей, жизнь которых была опалена огнем великой войны, всё-таки оптимистична. Ведь не зря же взрослый герой Михаил Ерофеев в исполнении заслуженного артиста Валерия Кондратьева, вспоминая все тяготы и перипетии ужасов войны, говорит о звездопаде: «Многие звёзды, которые видишь на небе, уже умерли. А они нам всё ещё продолжают светить». Так, наверное, и для нашего поколения события тех лет остаются в памяти и продолжают жить.