Главная - Новости - Творческая командировка засл.арт. РФ Е.Ериной

Творческая командировка засл.арт. РФ Е.Ериной

В рамках программы повышения квалификации и премирования лучших актеров нижегородский театр «Комедiя» ежегодно отправляет артистов в столичные театры. Только что в Петербург съездила заслуженная артистка России Елена ЕРИНА. После поездки мы решили узнать о ее впечатлениях.

— Я часто бываю в Петербурге, Люблю этот город. В нем как будто соединяются две категории эстетики — прекрасное и безобразное. Он поразил своей имперской столичностью, и, в то же время, своим сильным питерским андеграундом. Мы посмотрели три спектакля — «Война и мир» в БДТ в постановке В.Рыжакова, «Жаворонок» в Молодежном театре на Фонтанке в постановке С.Спивака и «Два вечера в веселом доме» по «Яме» А.Куприна в мастерской Г.Козлова.

Мы попали в другую реальность, в другое пространство и время. БДТ сейчас возглавляет Андрей Могучий, к которому многие относятся неоднозначно. Он действительно ломает хребет традиции и делает странные для БДТ вещи. Апологетам старой культуры трудно это воспринять. «Война и мир» — не его постановка, но в этом же ключе. В спектакле потрясающее оформление художников Трегубовых. Поднимаются и опускаются грубые загрунтованные холсты, на которые идет видеопроекция людей «из старого зазеркалья», из старого, покрытого патиной зеркала. Изображение размывается, затуманивается, ускользает. Время смывает людей, события, настроения. Костюмы черно-белые, мятые, асимметричные, нелепые, одна фалда выше, другая ниже… Содержание романа очень сжато, почти до комикса, до взаимодействия четырех семей, с комментариями Алисы Фрейндлих. Словно черно-белое кино, с пластикой комедиантов, рваное, с набросками характеров, костюмов. Все сделано штрихами, набросками, намеками — словно отдельные ниточки, надерганные из Толстого. Звуковое сопровождение — как настройка на волну «спектакля». Спорный прием. Постановка концептуальная, с претензией — ты все время решаешь ребус «что они хотят этим сказать»? И порой это надоедает. Люди уходят, даже с партера, с самых дорогих мест. От БДТ как раз осталось ощущение имперского театра, с его историей, с его интерьерами, с теми людьми, которые туда ходят, с ценами на билеты…
И невероятным контрастом к нему оказался спектакль театра на Фонтанке. «Жаворонок» — о судьбе Жанны д’Арк. Малая сцена в старом здании театра на Фонтанке. Мне показалось оформление каким-то гаражным амбаром, увитым плющом. На малой сцене 300 мест, она достаточно большая в зеркале, черный кабинет, очень аскетичный по оформлению — то ли деревья, то ли трубы, то ли часть средневекового органа. Этому спектаклю 15 лет, они играют его с 2001 года! Когда героиня начинает раскачивать эти трубы, возникает масса догадок — то ли это лес шатается, то ли трубы органа. На сцене лежит бежевый истертый ковер, напоминающий овечью шкуру — и потом понятно, что Жанна, героиня, овец пасла, пока не появились голоса, которые увели ее в новую жизнь. И на веревочке, на колечках — простой до безобразия занавес. Огромное колесо средневековой телеги, похожее то ли на дыбу, то ли на колесо Фортуны, истории, то ли это солярный знак — все, чего угодно. В конце, обтянутое красной парчой, оно становится костром Жанны. Фантастическая простота в этом спектакле — нарочитая, грубая правда жизни сочетаются с тонким психологизмом, с символизмом каждого элемента, с потрясающей игрой. Жанна — это роль, которая дается один раз в жизни. Ее последний монолог — сильнейший, было ощущение, что актриса сейчас умрет. Ее костер — ее Голгофа. Потрясающий ансамбль, проживание. Они купаются в этом 15 лет! Спектакль шел 3 часа 40 минут, с двумя антрактами, но я забыла обо всем — о том, что я актриса, что я могу оценивать игру. Я просто погружалась, у меня градом катились слезы… Я первая встала и подняла зал, мы аплодировали минут 15. Замечательный спектакль! Мы не могли уснуть полночи после него — обсуждали, обсуждали… Что-то понимали, приходили к каким-то выводам. Мне кажется, это спектакль о предназначении человека, об умении идти своей дорогой, несмотря ни на что — предательства, измены, испытания и тяготы. Пожалуй, это глубочайшее за несколько лет впечатление.
Театр-мастерская Г.Козлова, «Два вечера в веселом доме». Этот театр — особый. Особая публика, оригинальные спектакли. Там 54 артиста — все гришины студенты, причем самому «старому» — 45. Поначалу мне показалось, что это студенческая работа — на сцене невероятное количество молодых людей, да он и вышел 10 лет назад из студенческих стен. Но потом… ты просто вжимаешься в кресло от этой бешеной молодой энергетики. Ты ее можешь пить. Это какое-то вамирическое наслаждение от той вольготности, свободы существования на сцене, за которую можно простить все, что угодно. Возникают вопросы к мальчикам, но девчонки фантастические! Григорий Козлов — Мастер, который в своей студии делает то, что хочет. Он ставит сам и дает ставить своим ученикам. Его театр обласкан властями, поддержан на всех уровнях. До декабря они ставят 7 премьер! Невероятная насыщенность творческой жизни. Богемная реальность, студийность, свобода… И эта поддержка касается не только мастерской Г.Козлова — все петербургские театры обласканы и свободны. Они могут творить! Они могу позволить себе все. Играть спектакли по 8 часов — «Тихий Дон», например. Но эта свобода творчества и волеизъявления передается и зрителям.
Эти творческие командировки — невероятная отдушина. Все-таки мы в провинции даже не можем себе представить, чем живут столицы. Актеры там необыкновенно мобильны — они играют везде, не только в том театре, к которому «приписаны». В сериалах, в других театрах — и это нормально.

Сохранить

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons