Театральная фантазия в «Комедии»
В конце февраля театр «Комедiя» представил на большой сцене премьеру сезона — спектакль «Дом, который построил Свифт». Великий английский сатирик Джонатан Свифт, блестящий мастер иронии, автор пьесы Григорий Горин и режиссёр-постановщик Вадим Данцигер затеяли с публикой серьёзный разговор о свободе, о жизни, о выборе, то есть о каждом из нас.
Английский писатель Джонатан Свифт построил необычный дом, в котором соединились реальность и вымысел, в котором поселились сошедшие со страниц книг Свифта персонажи: лилипуты, великаны, йеху, гуигнгнмы. Здесь настоящие события невозможно отличить от фантазии гениального сатирика, которого объявили душевнобольным. В дом к Свифту прибывает психиатр, доктор Симпсон, которому поручено лечить больного. Он вместе со зрителями оказывается в самой гуще удивительных событий, происходящих в этом доме, именно ему суждено понять внутренний мир гениального художника.
«Театральная фантазия» — такой подзаголовок имеет пьеса, основанная на реальных фактах из жизни Джонатана Свифта, но всё-таки достаточно далёкая от биографической точности. О чём же на самом деле произведение, написанное на стыке времён, в 1980 году? Скорее всего, о том, что в смутные времена перед человеком наиболее остро стоит вопрос выбора: пытаться найти своё место в жизни или отказаться от него. И именно этот трудный выбор, определяет всю твою дальнейшую жизнь.
Лилипут — эмигрант, когда-то бывший в своей стране серьёзным музыкантом, готов скакать по клавишам огромных роялей, наигрывая простенькие мотивчики.
Великан от отчаянья решает опуститься и стать среднестатистическим «как все», потому что самое страшное — это быть непонятым и отвергнутым.
Один из самых ярких образов — господин Некто, который живёт вечно. Именно в его уста вложена мысль о том, что всё уже когда-то было, и всё повторяется вновь и вновь во все времена.
Ну, и, конечно, сам Свифт, который никак не может сделать выбор между любовью к двум женщинам, и этот любовный треугольник не даёт покоя не только его участникам, но и многочисленной публике, и даже потомкам.
Эта острая тема блестяще воплотилась в сценографии. Художник Борис Шлямин нашел предельно точный образ спектакля — индустриально-военизированная конструкция-трансформер отражает и связь времён, и, то надвигаясь, то собираясь в центре, как будто говорит о метаниях, внешних и внутренних. Центральная часть конструкции расширяет игровое пространство всего действия, преобразуясь по замыслу режиссера то в трибуну для дебатов в палате лордов, то становясь огромным стаканом с чаем, в котором тонет лилипут, а то и вовсе превращается в клетку-камеру для заключённых актёров, провинившихся лишь в том, что они хорошо исполняли свои роли.
Достаточно точное распределение ролей создает ощущение цельности всей постановки, в которой участвуют и такие мастера, как Валерий Кондратьев, и достаточно молодые артисты Дмитрий Крюков и Евгений Пыхтин. Сложно выделить кого-то особо именно потому, что актёрский ансамбль подобран и существует в материале очень органично и правдиво, рассказывая невероятную историю, полную мистификаций и розыгрышей, вызывающую смех и улыбки, но заставляющую задуматься об очень важных вопросах.
Эта история, рассказанная театральным языком, уже нашла большой отклик у зрителя: два премьерных спектакля прошли при аншлагах.
Текст: Елена Минская
Фото: Евгений Алексеев
Источник: Belissimo