Человек с того света
В. Дыховичный, М. Слободской
Спектакли
В. Дыховичный, М. Слободской
Человек с того света
Спектакль
| Большая сцена | Длительность: | С антрактом Премьера спектакля состоялась 10 марта 1948 г.
«…Советский летчик Александр Матвеев защищал Мадрид от франкистских мятежников. Тяжело раненого, его подобрал и спас от гибели Педро лангара. В последние дни великой трагедии испанского народа, преданного американо-европейскими «миротворцами», педро был ранен и попал в лапы фалангистов. Александр Матвеев разыскал в одном из детских домов Ленинграда семилетнюю дочь Педро Анну-Марию и заменил ей отца.
Прошло 10 лет. Полковник Матвеев только что демобилизовался, возвратился в Москву, в родную семью, к отцу, матери и приемной дочери Аннушке.
А через несколько дней приехал Педро Лангара… Он не погиб тогда, на мосту под Уэской. Его интернировали во францию, он участвовал в войне с гитлеровцами, был ранен и эвакуирован в Америку. Долгое время талантливый художник Лангара был безработным, но потом ему «повезло». По контракту с голливудской фирмой он делает эскизы обуви для киноактрис. Через два года он накопит маленький капитал и уедет на Гавайские острова, где в идиллическом уединении предастся любимой живописи. В Советский Союз Лангара приехал с робкой надеждой отыскать свою дочь Анну-Марию, хотя это так маловероятно…
Но это оказалось вероятным. Дочь Педро живет в этом доме. Она ушла на комсомольское собрание и скоро вернется. Лангара бесконечно счастлив. Он уедет на острова не один, а со своей девочкой и там, вдали от людей, на лоне первобытной природы постарается забыть все жизненные невзгоды, забыть все. «Мир обманул Педро Лангара. В послевоенном мире нет места для идеалов. Уйти от всего, забыться, отдохнуть, жить для себя. И для дочери».
Но захочет ли Анна-Мария такой жизни? захочет ли она — комсомолка, активистка, общественница, воплотившая в себе чудесные качества советского молодого человека — захочет ли она променять свою новую Родину, кипучую деятельность на сентиментальные идиллии? […]
Лангара уверен, что 17-летняя девушка в конце концов не устоит перед заманчивым будущим. Но с каждым новым столкновением с Анной-Марией Лангара убеждается в тщетности своих намерений. Его и дочь разделяет не просто различие вкусов, а глубокая пропасть между двумя мирами, который каждый из них представляет.
И Лангара, наконец, понял свою дочь…
— Я искал, где порвалась та нить, которая связывала меня со всеми вами… Меня перестали понимать с тех пор, когда я вычеркнул из своего лексикона одно слово, которым вы живете.
Александр: Какое слово?
Лангара: «Мало»… Иван Степанович пятьдесят лет проработал на заводе — ему мало! Я был в колхозе, где собрали рекордный урожай,— они говорят: мало! Пушкина у вас издают миллионным тиражом, и все кричат — мало!.. Десять лет ты каждый день шел на смерть, но тебе мало, ты опять испытываешь новые машины. Анна-Мария учится, помогает в детском саду, делает доклады, перевоспитывает меня — и ей мало!… Я предлагаю ей жизнь на солнечных островах, — а она слушает и улыбается: она хочет переделать мир, а ей предлагают какой-то островок. Конечно, мало!.. И я понял: нить порвалась тогда, когда я сказал себе однажды: достаточно.
И Лангара принимает правильное решение. Он встретится с Долорес Ибаррури, со своим генералом Модесто. Он снова станет солдатом, встанет в строй борющихся за свободную Испанию. И тогда Анна-Мария узнает своего отца, того, что изображен на портрете в походной форме. А пока — пусть девочка помнит его как дядю Педро Лангара…
Эти сцены насыщены большими чувствами, большой правдой и по-настоящему глубоко волнуют. Зритель ни на минуту не остается безучастным к сложным судьбам героев пьесы, он напряженно следит за развитием действия, потону что в Анна-Мария и ее товарищ Коля Самохин, и полковник Матвеев, и его родители — старый мастер Иван Степанович, и старая ткачиха Клавдия Павловна, все они — выразители психологии и философии советского человека, т. е. его, зрителя.
Справился ли коллектив театра с этой сложной пьесой, в значительной мере выходящей за рамки комедийного репертуара? Мы думаем, что на этот вопрос можно с полной уверенностью дать положительный ответ.
Постановщик спектакля А. Н. Любанский добился того хорошего стиля исполнения, который дает право говорить о прочном ансамбле. Это относится прежде всего к В. Ф. Савельеву (полковник Матвеев), Р. Н. Дымской (Клавдия Павловна), В. М. Кочемасову (Коля Самохин). С каждым спектаклем все увереннее играет Педро Лангара артист В. И. Гольцев (хотя он еще не в полной мере овладел этой трудной ролью).
Комедийную линию спектакля ведет, в основном, старый мастер Иван Степанович. По рабочему стажу и по состоянию здоровья ему уже пора на пенсию, на чем особенно настаивает сын Александр. Но труд для старика стал органической необходимостью, его руки тоскуют без работы, сидеть без дела ему «здоровье не позволяет». И когда уже исчерпаны все хитрые уловки, все возможности увильнуть от ухода на пенсию, Иван Степанович в первый свой «безработный» день развил бешеную малярно-столярно-слесарную деятельность в своей квартире.
Этот правдивый образ, в котором отражено свойственное советским людям отношение к труду, как к естественному состоянию человека, убедительно создал артист Ипполит Бунин.
Особо следует отметить большой и серьезный успех Л. В. Донати в исполнении роли Анны-Марии. Эту актрису мы до сих пор видели преимущественно в эпизодических ролях, и поэтому ее стремительная, пылкая, искренняя в каждом слове и движении Анна-Мария— приятный сюрприз для зрителя.
Спектакль «Человек с того света» встретил у горьковских зрителей хороший прием и, надо полагать, займет прочное место в репертуаре театра.
Прошло 10 лет. Полковник Матвеев только что демобилизовался, возвратился в Москву, в родную семью, к отцу, матери и приемной дочери Аннушке.
А через несколько дней приехал Педро Лангара… Он не погиб тогда, на мосту под Уэской. Его интернировали во францию, он участвовал в войне с гитлеровцами, был ранен и эвакуирован в Америку. Долгое время талантливый художник Лангара был безработным, но потом ему «повезло». По контракту с голливудской фирмой он делает эскизы обуви для киноактрис. Через два года он накопит маленький капитал и уедет на Гавайские острова, где в идиллическом уединении предастся любимой живописи. В Советский Союз Лангара приехал с робкой надеждой отыскать свою дочь Анну-Марию, хотя это так маловероятно…
Но это оказалось вероятным. Дочь Педро живет в этом доме. Она ушла на комсомольское собрание и скоро вернется. Лангара бесконечно счастлив. Он уедет на острова не один, а со своей девочкой и там, вдали от людей, на лоне первобытной природы постарается забыть все жизненные невзгоды, забыть все. «Мир обманул Педро Лангара. В послевоенном мире нет места для идеалов. Уйти от всего, забыться, отдохнуть, жить для себя. И для дочери».
Но захочет ли Анна-Мария такой жизни? захочет ли она — комсомолка, активистка, общественница, воплотившая в себе чудесные качества советского молодого человека — захочет ли она променять свою новую Родину, кипучую деятельность на сентиментальные идиллии? […]
Лангара уверен, что 17-летняя девушка в конце концов не устоит перед заманчивым будущим. Но с каждым новым столкновением с Анной-Марией Лангара убеждается в тщетности своих намерений. Его и дочь разделяет не просто различие вкусов, а глубокая пропасть между двумя мирами, который каждый из них представляет.
И Лангара, наконец, понял свою дочь…
— Я искал, где порвалась та нить, которая связывала меня со всеми вами… Меня перестали понимать с тех пор, когда я вычеркнул из своего лексикона одно слово, которым вы живете.
Александр: Какое слово?
Лангара: «Мало»… Иван Степанович пятьдесят лет проработал на заводе — ему мало! Я был в колхозе, где собрали рекордный урожай,— они говорят: мало! Пушкина у вас издают миллионным тиражом, и все кричат — мало!.. Десять лет ты каждый день шел на смерть, но тебе мало, ты опять испытываешь новые машины. Анна-Мария учится, помогает в детском саду, делает доклады, перевоспитывает меня — и ей мало!… Я предлагаю ей жизнь на солнечных островах, — а она слушает и улыбается: она хочет переделать мир, а ей предлагают какой-то островок. Конечно, мало!.. И я понял: нить порвалась тогда, когда я сказал себе однажды: достаточно.
И Лангара принимает правильное решение. Он встретится с Долорес Ибаррури, со своим генералом Модесто. Он снова станет солдатом, встанет в строй борющихся за свободную Испанию. И тогда Анна-Мария узнает своего отца, того, что изображен на портрете в походной форме. А пока — пусть девочка помнит его как дядю Педро Лангара…
Эти сцены насыщены большими чувствами, большой правдой и по-настоящему глубоко волнуют. Зритель ни на минуту не остается безучастным к сложным судьбам героев пьесы, он напряженно следит за развитием действия, потону что в Анна-Мария и ее товарищ Коля Самохин, и полковник Матвеев, и его родители — старый мастер Иван Степанович, и старая ткачиха Клавдия Павловна, все они — выразители психологии и философии советского человека, т. е. его, зрителя.
Справился ли коллектив театра с этой сложной пьесой, в значительной мере выходящей за рамки комедийного репертуара? Мы думаем, что на этот вопрос можно с полной уверенностью дать положительный ответ.
Постановщик спектакля А. Н. Любанский добился того хорошего стиля исполнения, который дает право говорить о прочном ансамбле. Это относится прежде всего к В. Ф. Савельеву (полковник Матвеев), Р. Н. Дымской (Клавдия Павловна), В. М. Кочемасову (Коля Самохин). С каждым спектаклем все увереннее играет Педро Лангара артист В. И. Гольцев (хотя он еще не в полной мере овладел этой трудной ролью).
Комедийную линию спектакля ведет, в основном, старый мастер Иван Степанович. По рабочему стажу и по состоянию здоровья ему уже пора на пенсию, на чем особенно настаивает сын Александр. Но труд для старика стал органической необходимостью, его руки тоскуют без работы, сидеть без дела ему «здоровье не позволяет». И когда уже исчерпаны все хитрые уловки, все возможности увильнуть от ухода на пенсию, Иван Степанович в первый свой «безработный» день развил бешеную малярно-столярно-слесарную деятельность в своей квартире.
Этот правдивый образ, в котором отражено свойственное советским людям отношение к труду, как к естественному состоянию человека, убедительно создал артист Ипполит Бунин.
Особо следует отметить большой и серьезный успех Л. В. Донати в исполнении роли Анны-Марии. Эту актрису мы до сих пор видели преимущественно в эпизодических ролях, и поэтому ее стремительная, пылкая, искренняя в каждом слове и движении Анна-Мария— приятный сюрприз для зрителя.
Спектакль «Человек с того света» встретил у горьковских зрителей хороший прием и, надо полагать, займет прочное место в репертуаре театра.
П.Михайлов, «Горьковская коммуна» от 24 марта 1948 года.
Постановка — А. Любанский
Режиссер — Ю. Даминская
Художник — К. Николаев
Композитор — В. Махлин
Актеры:
Иван Степанович Матвеев — И.Е.Бунин,
Клавдия Павловна — Даминская Ю.М., Дымская Р.Н.,
Александр Иванович — Савельев В.Ф.,
Анна-Мария — Гольцова Н.Н., Стрелкова Н.А.
Педро — Гольцов В.И.,
Лида Крылова — Шитова К.А., Донати Л.В.
Коля Самохин — Кочемасов В.М.
Фотографии со спектакля