Главная - В театре работали - Семен Эммануилович Лерман

Семен Эммануилович Лерман

Главный режиссер театра с 1983 по 2009 гг.

Лерман Семен Эммануилович

16 июля 1923, Харьков — 9 ноября 2009, Нижний Новгород

Актер. Режиссер. Педагог.
Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1969).
Народный артист РСФСР (1986).
Лауреат премий Нижнего Новгорода (2003, 2006).
Лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина (2000).
Награжден орденами Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны I степени (1985 г.), медалями.
Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2009).

Сегодня, когда профессия «главный режиссер» постепенно уходит в прошлое, с ностальгией и нежностью вспоминаются старые мастера: те, для кого театр действительно был домом, кто жил для и во имя театра, чья художественная воля формировала внутритеатральную атмосферу, кто был творцом всего того, что происходило на сцене и в зале.
Одним из таких демиургов был Лерман. Кажется, только вчера он сидел в кресле в своем угловом режиссерском кабинете и строил планы. Впрочем, он строил планы даже незадолго до смерти, в собственной квартире, откуда уже не выходил. Даже тогда он просил найти то одну, то другую пьесу: «Хочу поставить!» Он жил так, как будто все недомогания — досадная помеха, словно все слабости земные преходящи, и только сцена, творчество — вечно.
Семен Лерман родился 16 июля 1923 года в Харькове, в семье служащего Эммануила Семеновича Лермана и домохозяйки Цецилии Семеновны. Единственный ребенок в семье, Семен испытал большое влияние своей мамы, которая всю жизнь занималась самообразованием. Цецилия Семеновна училась по книгам самостоятельно и овладела многими знаниями, в том числе русской словесностью и французским языком. В долгие зимние вечера она читала своему сыну произведения Чехова, Бунина, Куприна…
То, что читала ему мама, и что прочитал он сам, Сеня преображал своей фантазией, и его истории, затаив дыхание, слушала вся местная ребятня. Потом были школьный драматический кружок и созданный им самим театр.
Довоенный Харьков был городом, где реализовались научно-фантастические утопии советского времени. Здесь жил Ландау. Здесь был создан первый в мире семимоторный аэробус-гигант К-7. Здесь был построен шедевр конструктивизма, железобетонное здание Госпрома, «организованная гора», по выражению Анри Барбюса. За 20 лет (20–30-е годы) промышленность города в 12 раз увеличила объем продукции по сравнению с уровнем 1913 г. Здесь начала работать первая в Украине радиостанция, появилась первая троллейбусная линия. С Харьковом связан и период в деятельности выдающегося педагога А. С. Макаренко. В 1926 году из Киева в Харьков переехал Государственный украинский драматический театр «Березиль» во главе с Лесем Курбасом, в 1929 году первые представления стал давать Украинский театр музыкальной комедии. Одним словом, Харьков 20-х годов — место силы, творческого подъема и общенародного вдохновения. Этого не мог не ощущать юный Сеня, который с детства сочинял и сам ставил придуманные им истории, пьесы Чехова и популярные водевили. Сам Лерман говорил, что уже тогда понял: театр — его призвание.
Он прошел Великую Отечественную. Но даже в передышках между боями лейтенант 395-й Таманской дивизии 968-го артиллерийского полка Лерман норовил развлечь товарищей какой-нибудь постановкой, например, «Жених и папенька» Чехова. Его храбрость и доблесть в военные годы были оценены орденами Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны I степени (1985 г.), медалями. Горький, но бесценный военный опыт в дальнейшем отозвался в знании человеческих характеров, глубине ставившихся в спектаклях жизненных проблем и особой доброте, согревавшей постановки Лермана.
А после войны, в 1946 году, Семен Лерман осуществил свою мечту и поступил в Харьковский театральный институт на актерский факультет. После выпуска в 1950 году он сразу же был принят актером в труппу Харьковского театра русской драмы, где служил до 1964 года. Здесь он сыграл множество ролей русского, советского и зарубежного репертуара: гвардеец Кардиль («Карьера Поля де Остье» А. Доде), Збышко («Мораль пани Дульской»), Бубусь («Опасный возраст» Нариньяни), Ральф («Остров Афродиты»), граф Манчини («Тот, кто получает пощечины» А. Андреева), Матрос («Мать своих детей» А. Афиногенова), Дукельский («Порт-Артур» Степанова), Каххара («Шелковая Сюзане»). Семен Эммануилович особо выделял несколько основных своих актерских работ в Харьковском драматическом театре — это Сторешников («Новые люди» по Н. Г. Чернышевскому), Вожак («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского) и Вася из «Горячего сердца» А. Н. Островского. Уже через год актерской жизни он понимает, что одного актерства ему мало: в 1951 году Семен Лерман поступает на режиссерский факультет Харьковского института искусств и в 1954 году оканчивает его. Режиссерским дебютом стали «Коллеги» по ранней повести В. Аксенова. Большой успех имел спектакль Б. Брехта «Карьера Артура Уи». Режиссуре Лермана уже тогда были свойственны творческая смелость, богатство фантазии, стремление найти интересное решение, глубоко раскрыть авторский замысел.
В 1964 году Лермана пригласили в Эстонию — главным режиссером Русского драматического театра. Там он проработал девять лет. В этот период Семен Эммануилович сотрудничал с известными театральными деятелями Эстонии, в частности с Вольдемаром Пансо. Лерман часто ездил в Ленинград к Георгию Товстоногову на его спектакли и репетиции. Творческое общение с мэтрами сцены совершенствовало режиссерскую технику. Наиболее заметными спектаклями этого периода стали «С легким паром» Э. Рязанова и Э. Брагинского и «Патент 199» А. Толстого, который с успехом вывозился на гастроли в Москву. Лерман активно сотрудничал с Таллинским телевидением, принимая участие в телевизионных спектаклях в качестве актера. Таллинский период творчества (1964–1973 гг.) был по достоинству оценен: С. Э. Лерман получает звание «Заслуженный деятель искусств Эстонии» (1972 г.). В 1973 году перед Лepманом встал выбор: он мог поехать в Москву, но… поехал в Горький. Сначала он ставил спектакли в Горьковском академическом театре драмы: «Олимпия» Ф. Мольнара (1971 г.), «В этом милом старом доме» А. Арбузова (1972 г.), «Мера за меру» У. Шекспира (1975 г.), «Помощник прокурора» А. Чхеидзе (1975 г.), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1976 г.), «Иудушка Головлев» М. Салтыкова-Щедрина (1978 г.), «Мамаша Кураж» Б. Брехта (1979 г.), «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1980 г.), «Ретро» А. Галина (1980 г.).
В этот период Семен Лерман как актер порой принимал участие в телевизионных спектаклях Горьковского телевидения (например, спектакль по пьесе Ю. Адрианова
«Декабрьская метель», роль Николая I). Искусство театра требует преемственности, подготовки актерских кадров. 20 лет (1974–1994 гг.) Семен Эммануилович совмещал работу в театре и преподавание в Нижегородском театральном училище. Ныне его ученики служат не только в Нижнем Новгороде, но и в театрах разных городов России.
С годами рос художественный авторитет Семена Эммануиловича. Он вошел в состав правления НО СТД. В 1983 году Лерман стал главным режиссером Горьковского театра комедии. С его приходом в истории театра начался новый этап.
Среди постановок Лермана в Театре комедии — «Фальшивая монета» и «Варвары»
М. Горького, «Моя профессия — синьор из общества» Скарначчи и Тарабузи, «Рядовые» А. Дударева, «Любовь и коварство» М. Зощенко, «О, милый друг!» по роману Г. де Мопассана. В «Амурных похождениях Бальзаминова» было три главных героя: глупо вздыхал «от амура» Бальзаминов-Пономарев, бодро шел к цели Бальзаминов-Булатов, сходил с ума от любви Бальзаминов-Демидов. Спектакль радовал зрителей в течение десяти лет. «Любовь и голуби» и «Девки» также были невероятно популярны. В 1988 году театр ставит пьесу Виктора Коркии «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». И снова попадание! Зрители оставались после спектакля — спорить о Сталине, Ленине, власти и нравственности. Более 70 бурных обсуждений!
Из множества спектаклей, поставленных Семеном Лерманом за 58 лет театральной деятельности, сам он считал лучшими три: «Иудушка Головлев», «Девки» и «Собачье сердце». Последние два спектакля были поставлены в Горьковском театре комедии, где Лерман трудился главным режиссером с 1983 г. и до самой кончины.С приходом С.Э. Лермана в истории театра комедии начался новый этап. Семен Эммануилович пришел не один, а со своими учениками – выпускниками Горьковского театрального училища, которому он как педагог отдал более 20 лет. Андрей Ярлыков, Юрий Григорьев, Елена Дертева, Владимир Демидов, Ольга Бубнова, Ирина Былина, Александр Семенов стали костяком труппы. Ее Лерман создал заново, не нарушая преемственности в смене поколений, скомплектовал в едином эстетическом комедийном ключе. Поэтому для «Комедiи» сегодня свойственна и эстрадность ее бывших мастеров (А.Н. Любанский, М.И. Зорин, Ю.М. Даминская), и комедийная школа акимовско-вахтанговского направления (А.А. Добкевич, Л.М. Шароградский), и элементы русской, советской комедийности (Е.Ф. Волкова, В.В. Шилов), и талантливый задор  молодежи.С первых постановок, особенно со спектаклей «Любовь и голуби» В. Гуркина (1984 г.) и «Девки» Н. Кочина (1987 г.), Лерман изменил мнение горьковчан о театре. «Девки» шли восемь сезонов. По словам театрального критика Елены Черновой, этот спектакль, «как и «Любовь и голуби», просто обречен был стать нижегородской легендой – и по тому количеству зрителей, что его посмотрели, и по тому следу, который он оставил в памяти театралов».Спектакль «Собачье сердце» Лерман поставил на сцене театра комедии в 1988 г., задолго до выхода на экран знаменитого фильма. В постановке Семена Эммануиловича блеснул его ученик Андрей Ярлыков, сыгравший Шарикова. По свидетельству самого Лермана, известнейший московский режиссер Петр Фоменко оценил работу Андрея Ярлыкова так: «Валютное исполнение!». Во Всесоюзном театральном конкурсе за эту роль Андрей Ярлыков получил второе место.Стал событием и спектакль «Нехорошая квартира» (1995 г.) по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», также опередивший все российские киноверсии самого знаменитого романа ХХ века. Постановщик Семен Лерман и сам сыграл в «Нехорошей квартире» — Воланда. Мессир в его трактовке «почти влюбляется в Маргариту, сочувствует Мастеру и всем живущим на земле».Другие актерские работы Лермана на сцене «Комедiи» — Бацанов («Любимец публики»), Леонидо Папагатто («Моя профессия — синьор из общества»). В его игре критики и зрители всегда отмечали чудесный сплав легкой иронии, добродушного лукавства, житейской мудрости и комедийно-аристократического изящества.Эти и другие новые спектакли коллектив под руководством главного режиссера создавал в  самые трудные годы (конец 80-х, 90-х), связанные с ремонтом здания, пожаром и бытовыми неурядицами, когда театр был вынужден скитаться по площадкам города.  Театр гастролировал в регионах, выезжал на село. В том, что коллектив достойно пережил этот период, – большая заслуга С.Э. Лермана и людей, его окружавших. Город не может не отметить жизнелюбие, волю, гражданскую смелость человека, который сберег театральный комедийный жанр как род искусства в Нижнем Новгороде.
В 2000 году театр переезжает в новое здание. Лерману исполняется 77 лет. Но даже в столь почтенном возрасте Семен Эммануилович продолжает ставить молодые, веселые, умные и поучительные спектакли: «Веронские любовники» Г. Горина (2000), «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (2001), «Волки и овцы» А. Н. Островского (2002), «Дорога цветов» (2003), «Много шума из ничего» У. Шекспира (2004), «Пущай смеются» по рассказам М. Зощенко (2005), «Хапунъ» (2005), «Госпожа Министерша» (2008) и «Чехарда» (2009).
С. Э. Лерман был признан не только зрителями — он получил и официальное признание. В 1986 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. В 2000 году ему
присудили премию Н. И. Собольщикова-Самарина. Дважды он становился лауреатом премии Нижнего Новгорода — за режиссуру спектаклей «Дорога цветов» В. Катаева (2003) и «Хапунъ» В. Ольшанского (2006). И, наконец, апофеозом всего творческого пути стала высшая театральная премия России — «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Он успел получить ее лично в мае 2009 года. А через полгода, 9 ноября 2009 года, Семен Эммануилович Лерман ушел от нас в Вечность…
С.Э.Лерман. Из интервью разных лет:
«…Слой постоянных театральных зрителей в Нижнем, по моему мнению, очень тонкий. Сильный противник театра сегодня — комфортабельная квартира с видео- и стереосистемой, домашним кинотеатром. Квартира, откуда вытащить человека невероятно трудно. К тому же требования к театру изменились — сегодня уже не нужно воспитывать зрителя, сегодня его нужно впечатлять. Развлекать. Заманивать. Но ведь не всегда во взаимоотношениях со зрителем театр проваливается, иной раз проваливается и зритель — когда не может понять и оценить то, что видит на сцене. Так что все мы постоянно сдаем экзамен…
— Как вы относитесь к неудачам?
— Неудача есть неудача. С понедельника надо начинать новую жизнь. Сошлюсь еще на Сократа: «Непересмотренная жизнь не стоит того, чтобы ее жить»».
«…Люди только говорят, что любят смотреть бесконечные „стрелялки“, бандитские разборки — без всяких там сантиментов. На самом деле в любом „забойном“ спектакле или фильме задевает больше всего как раз лирика, человеческие отношения. Главным для меня в театре остается жизнь человеческого духа. Иногда все вроде бы складывается: и пьеса, и автор, и актерский состав… А чего-то не хватает. Чего?! Случается, догадаешься. Бывает, что не догадаешься никогда. Творчество — это тайна».
«Мне не хотелось бы быть бессмертным. Чехов сказал: „Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь“. Ценность жизни в ее краткости. Конечно, хочется прожить подольше. Пушкин писал: „Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые“. Я жил вместе с эпохой. Я вырос с ней. И она меня задела».
Актеры о Мастере:
Заслуженная артистка России М. Г. Вязьмина:
«Лерман мог быть очень разным. Иногда мог быть даже несправедливым, жестким.
И никто не заступится, он ведь главный. А бывало вдруг, ни с того ни с сего, такой делался жалостливый, всепрощающий. В нем столько всего было намешано… Единственная постоянная величина его личности — это, конечно, талант и эрудиция. Более образованного человека я в жизни не встречала! Что ни спроси у него — он все знал, много читал, много понимал — жизнь у него была богатая, он многое пережил, прошел войну, испытал и славу, и признание, и падения были. В нашем городе я считала его самым талантливым режиссером. Мне кажется, он очень хорошо разбирался в отношениях людей. Когда я пришла в театр, он мне казался очень взрослым, а сейчас понимаю, что тогда он был в самом соку. Ну что такое 50, 60 лет для мужчины? Когда у него был шестидесятилетний юбилей, я запомнила слова его жены: „Сеня, мой Сеня! Да, он такой. Знаю, нравится он бабам. Пусть крутит! Возвращается-то он всегда ко мне!“ Знал он, знал на личном опыте, как выстроить отношения между мужчиной
и женщиной на сцене».
Лауреат премий Нижнего Новгорода Н. Е. Ковалева:
«Это был, наверное, самый творческий мужчина из всех, кого мне довелось встретить в жизни. У него было потрясающее чувство юмора, грандиозная харизма, буйная фантазия. Ему было неинтересно идти „по первому плану“, он любил вывернуть сцену наизнанку, поставить все с ног на голову. И сегодня я вспоминаю его каждый день — и играя, и в режиссерских работах. Он научил меня фантазировать. Он поддерживал актеров, которые могли сами попытаться выстроить сцену, которые приносили на репетиции свои находки. Сейчас этому не учат и не учатся актеры».

 

Спектакли, поставленные С.Э.Лерманом:
Харьков
Михалков «Дикари»
Коростылёв «Верю в тебя»
Аксенов «Коллеги»
Ю.Эдлис «Аргонавты»
Устинов, Табаков «Белоснежка»
Салынский «Камешки на ладони»
Брехт «Карьера Артуро Уи»
Касона «Третье слово»
Нушич «Опечаленная семья»
Угрюмов «Чемодан с наклейками»
Таллин
А.Толстой «Патент 119»
Штейн «Гостиница «Астория»»
Дворецкий «Человек со стороны»
Нушич «Д-р»
Розов «Традиционный сбор»
Алешин «Дипломат»
Горький «Варвары»
Булгаков «Иван Васильевич»
Волчек «Судебная хроника»
Каугвер «Высшая мера»
Чхаидзе «Мост» (театр Кингисеппа)
Арбузов «Счастливые дни» (т-р Кингисеппа)
Брагинский «С легким паром!»
Брагинский «Сослуживцы»
Гоголь «Ревизор»
Казань
Ростан «Сирано де Бержерак»
Нижегородское театральное училище
Розов «В день свадьбы»Лабиш «Соломенная шляпка»
Вампилов «Старший сын»
Шекспир «Много шума из ничего»
Мериме «Театр Клары Газуль»
Уайлдер «Наш городок»
Горький «Варвары»
Гольдони «Кьоджинские перепалки»
Островский «Бальзаминов»
Чехов «Вишневый сад»
Ибсен «Нора»
Островский «Воспитанница»
Нижегородский академический театр драмы им.А.М.Горького
Арбузов «В этом милом старом доме»
Розов «Ситуация»
Устинов, Табаков «Белоснежка и семь гномов»
Ануй «Дикарка»
Васильев «Веселый тракт»
Шекспир «Мера за меру»
Чхаидзе «Помощник прокурора»
Ростан «Сирано де Бержерак»
Брагинский «Притворщики»
Салтыков-Щедрин «Иудушка Головлёв»
Островский «Бальзаминов»
Брехт «Мамаша Кураж»
Островский «Шутники»
Рощин «Муж и жена снимут комнату»
Галин «Ретро»
Шекспир «Укрощение строптивой»
Гранин «Мэр города Лыкова»
Разумовская «Ваша сестра и пленница»
Нижегородский театр «Комедiя»
М.Розовский «О, милый друг!» по роману Ги де Мопассана (1983)
В.Гуркин «Любовь и голуби» (1983)
Д.Скарначчи, Р.Тарабузи «Моя профессия – сеньор из общества»  (1983)
М.Горький «Фальшивая монета» (1984)
А.Дударев «Рядовые» (1984)
Н.Ф.Погодин «Миссурийский вальс» (1985)
В.Азерников «При открытых дверях» (1985)
Э.Брагинский «Авантюристка» (1985)
М.Зощенко «Деньги, любовь, коварство, неудачи и удивительные события»  (1985)
А.Козловский «Эффект Редькина»  (1986)
У.Шекспир «Как вам это нравится» (1987)
Н.Кочин  «Девки» (1987)
В.Коркия  «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» (1988)
М.Булгаков «Собачье сердце» (1988)
Л.Корсунский «Подруга жизни» (1989)
М.Булгаков «Блаженство» (Сон инженера Рейна) (1989)
В.Войнович, Г.Горин «Кот домашний средней пушистости» (1990)
Франц Ксавер Крец «Без меня меня женили» (1991)
«Сеанс черной магии» по «Плодам просвещения» Льва Толстого (1992)
Д.Флетчер «Как управлять женой» (1992)
О.Уайльд «Веер леди Уиндермир» (1993)
М.Горький «Варвары» (1993)
А.Н.Островский «Амурные похождения Бальзаминовых» (1994)
«Нехорошая квартира» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1995);
Т. де Молина «Ревность по-испански» (1995)
Апулей «Золотой осел»(1996)
«Веронские любовники» Г. Горина (2000 г.)
«Волки и овцы», А.Н.Островский (2001)
«Кьоджинские перепалки», Карло Гольдони (2001);
Л.Разумовская «Бесприданник» (2002)
«Дорога цветов» В.Катаева (2003)
«Много шума из ничего» по У.Шекспиру (2004)
«Пущай смеются!» по рассказам М. Зощенко (2005)
«Хапунъ» В.Ольшанского (2005)
«Школа влюбленных» по пьесе Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» (2007)
«Госпожа Министерша» Б.Нушича (2008)
«Чехарда» по рассказам А.Чехова (2009)

Работы С.Э.Лермана:

Харьков, Харьковский театр русской драмы (1950 – 1964)

Актерские работы:

Гвардеец Кардиль — А. Доде, «Карьера Поля де Остье»

Збышко —  Б. Нушич, «Мораль пани Дульской»

Бубусь – С. Нариньяни, «Опасный возраст»

Ральф – А.Парнис, «Остров Афродиты»

Граф Манчини — А. Андреев, «Тот, кто получает пощечины»

Матрос — А. Афиногенов, «Мать своих детей»

Дукельский – А.Степанов «Порт-Артур»

Дехкамбай (?) – А.Каххара «Шелковая сюзане»

Сторешников — Н. Г. Чернышевский, «Новые люди»

Вожак — Вс. Вишневский, «Оптимистическая трагедия»

Вася — А. Н. Островский, «Горячее сердце»

Постановки в качестве режиссера (1954 – 1964)

Аксенов «Коллеги»

Б.Брехт «Карьера Артуро Уи»
В.Коростылёв «Верю в тебя»

Д.Угрюмов «Чемодан с наклейками»
А.Салынский «Камешки на ладони»
А.Касона «Третье слово»
С.Михалков «Дикари»

Ю.Эдлис «Аргонавты»

Б. Нушич «Опечаленная семья»
Л.Устинов, О.Табаков «Белоснежка»

Таллин, Эстонский Русский драматический театр (1964 – 1973)

А.Толстой «Патент 119» (1965)

В.Панова «Встречи поздние и ранние» (1966)

Б.Нушич «Доктор» (1966)

В.Розов «Традиционный сбор» (1967)

С.Алешин «Дипломат» (1967)

М.Булгаков «Иван Васильевич» (1967)

А.Арканов, Г.Горин «Банкет» (1968)

М.Горький «Варвары» (1968)

Н.Гоголь «Ревизор» (1969)

В.Войнович «Два товарища» (1969)

Р.Каугвер «Высшая мера» (1969)

Г.Скульский «Если не суметь» (1969)

М.Светлов «Двадцать лет спустя» (1970)

А.Штейн «Гостиница «Астория» (1971)

И.Дворецкий «Человек со стороны» (1972)

Казань

Э.Ростан, «Сирано де Бержерак»

Нижегородское театральное училище

Творческий руководитель: выпуски 1983, 1987, 1989, 1993, 1997 гг.

В.Розов «В день свадьбы» (1975)
А.Вампилов «Старший сын»
У.Шекспир «Много шума из ничего» (1976)

В.Розов «Четыре капли» (1981)
П.Мериме «Театр Клары Газуль»
Э.Лабиш «Соломенная шляпка» (1983)

Т.Уайлдер «Наш городок» (1983)
М.Горький «Варвары» (1989)

К.Гольдони «Кьоджинские перепалки» (1989)
А.Островский «Женитьба Бальзаминова» (1993)
А.Чехов «Вишневый сад» (1993)
Г.Ибсен «Нора» (1997)
А.Островский «Воспитанница» (1997)

Нижегородский академический театр драмы им.А.М.Горького

А.Арбузов «В этом милом старом доме» (1972)
О.Устинов, О.Табаков «Белоснежка и семь гномов» (1972)

В.Розов «Ситуация» (1973)
Ануй «Дикарка» (1973)
Б.Васильев «Веселый тракт» (1974)
У.Шекспир «Мера за меру» (1975)
М.Рощин «Муж и жена снимут комнату» (1975)

А.Чхаидзе «Помощник прокурора» (1975)
Э.Ростан «Сирано де Бержерак» (1976)
Э.Брагинский «Притворщики» (1977)
М.Салтыков-Щедрин «Иудушка Головлёв» (1978)

Г.Полонский «Репетитор» (1978)
А.Островский «Похождения Бальзаминова» (1979)
Б.Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» (1979)
А.Галин «Ретро» (1980)
У.Шекспир «Укрощение строптивой» (1980)

С. Лерман «Лесная история» (1980)

А.Островский «Шутники» (1981)
Д.Гранин «Мэр города Лыкова» (1982)
Л.Разумовская «Ваша сестра и пленница» (1992)

Нижегородский театр «Комедiя»

М.Розовский «О, милый друг!» по роману Ги де Мопассана (1983)
В.Гуркин «Любовь и голуби» (1983)
Д.Скарначчи, Р.Тарабузи «Моя профессия – сеньор из общества»  (1983)
М.Горький «Фальшивая монета» (1984)
А.Дударев «Рядовые» (1984)
Н.Ф.Погодин «Миссурийский вальс» (1985)
В.Азерников «При открытых дверях» (1985)
Э.Брагинский «Авантюристка» (1985)
М.Зощенко «Деньги, любовь, коварство, неудачи и удивительные события»  (1985)
А.Козловский «Эффект Редькина»  (1986)
У.Шекспир «Как вам это нравится» (1987)
Н.Кочин  »Девки» (1987)
В.Коркия  »Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» (1988)
М.Булгаков «Собачье сердце» (1988)
Л.Корсунский «Подруга жизни» (1989)
М.Булгаков «Блаженство» (Сон инженера Рейна) (1989)
В.Войнович, Г.Горин «Кот домашний средней пушистости» (1990)
Франц Ксавер Крец «Без меня меня женили» (1991)
«Сеанс черной магии» по «Плодам просвещения» Льва Толстого (1992)
Д.Флетчер «Как управлять женой» (1992)
О.Уайльд «Веер леди Уиндермир» (1993)
М.Горький «Варвары» (1993)
А.Н.Островский «Амурные похождения Бальзаминовых» (1994)
«Нехорошая квартира» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1995);
Т. де Молина «Ревность по-испански» (1995)
Апулей «Золотой осел»(1996)
Г. Горин «Веронские любовники» (2000 г.)
А.Н.Островский «Волки и овцы» (2001)
Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки» (2001);
Л.Разумовская «Бесприданник» (2002)
В.Катаев «Дорога цветов» (2003)
У.Шекспир «Много шума из ничего» (2004)
«Пущай смеются!» по рассказам М. Зощенко (2005)
В.Ольшанский «Хапунъ» (2005)
«Школа влюбленных» по пьесе Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» (2007)
Б.Нушич «Госпожа Министерша» (2008)
«Чехарда» по рассказам А.Чехова (2009)

Спектакли
Хапунъ
В.Ольшанский
Комедия в 2-х частях | 12+
×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons