Семен Эммануилович Лерман
Главный режиссер театра с 1983 по 2009 гг.
Лерман Семен Эммануилович
16 июля 1923, Харьков — 9 ноября 2009, Нижний Новгород
Актер. Режиссер. Педагог.
Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1969).
Народный артист РСФСР (1986).
Лауреат премий Нижнего Новгорода (2003, 2006).
Лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина (2000).
Награжден орденами Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны I степени (1985 г.), медалями.
Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2009).
С годами рос художественный авторитет Семена Эммануиловича. Он вошел в состав правления НО СТД. В 1983 году Лерман стал главным режиссером Горьковского театра комедии. С его приходом в истории театра начался новый этап.
Среди постановок Лермана в Театре комедии — «Фальшивая монета» и «Варвары»
М. Горького, «Моя профессия — синьор из общества» Скарначчи и Тарабузи, «Рядовые» А. Дударева, «Любовь и коварство» М. Зощенко, «О, милый друг!» по роману Г. де Мопассана. В «Амурных похождениях Бальзаминова» было три главных героя: глупо вздыхал «от амура» Бальзаминов-Пономарев, бодро шел к цели Бальзаминов-Булатов, сходил с ума от любви Бальзаминов-Демидов. Спектакль радовал зрителей в течение десяти лет. «Любовь и голуби» и «Девки» также были невероятно популярны. В 1988 году театр ставит пьесу Виктора Коркии «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». И снова попадание! Зрители оставались после спектакля — спорить о Сталине, Ленине, власти и нравственности. Более 70 бурных обсуждений!
Из множества спектаклей, поставленных Семеном Лерманом за 58 лет театральной деятельности, сам он считал лучшими три: «Иудушка Головлев», «Девки» и «Собачье сердце». Последние два спектакля были поставлены в Горьковском театре комедии, где Лерман трудился главным режиссером с 1983 г. и до самой кончины.С приходом С.Э. Лермана в истории театра комедии начался новый этап. Семен Эммануилович пришел не один, а со своими учениками – выпускниками Горьковского театрального училища, которому он как педагог отдал более 20 лет. Андрей Ярлыков, Юрий Григорьев, Елена Дертева, Владимир Демидов, Ольга Бубнова, Ирина Былина, Александр Семенов стали костяком труппы. Ее Лерман создал заново, не нарушая преемственности в смене поколений, скомплектовал в едином эстетическом комедийном ключе. Поэтому для «Комедiи» сегодня свойственна и эстрадность ее бывших мастеров (А.Н. Любанский, М.И. Зорин, Ю.М. Даминская), и комедийная школа акимовско-вахтанговского направления (А.А. Добкевич, Л.М. Шароградский), и элементы русской, советской комедийности (Е.Ф. Волкова, В.В. Шилов), и талантливый задор молодежи.С первых постановок, особенно со спектаклей «Любовь и голуби» В. Гуркина (1984 г.) и «Девки» Н. Кочина (1987 г.), Лерман изменил мнение горьковчан о театре. «Девки» шли восемь сезонов. По словам театрального критика Елены Черновой, этот спектакль, «как и «Любовь и голуби», просто обречен был стать нижегородской легендой – и по тому количеству зрителей, что его посмотрели, и по тому следу, который он оставил в памяти театралов».Спектакль «Собачье сердце» Лерман поставил на сцене театра комедии в 1988 г., задолго до выхода на экран знаменитого фильма. В постановке Семена Эммануиловича блеснул его ученик Андрей Ярлыков, сыгравший Шарикова. По свидетельству самого Лермана, известнейший московский режиссер Петр Фоменко оценил работу Андрея Ярлыкова так: «Валютное исполнение!». Во Всесоюзном театральном конкурсе за эту роль Андрей Ярлыков получил второе место.Стал событием и спектакль «Нехорошая квартира» (1995 г.) по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», также опередивший все российские киноверсии самого знаменитого романа ХХ века. Постановщик Семен Лерман и сам сыграл в «Нехорошей квартире» — Воланда. Мессир в его трактовке «почти влюбляется в Маргариту, сочувствует Мастеру и всем живущим на земле».Другие актерские работы Лермана на сцене «Комедiи» — Бацанов («Любимец публики»), Леонидо Папагатто («Моя профессия — синьор из общества»). В его игре критики и зрители всегда отмечали чудесный сплав легкой иронии, добродушного лукавства, житейской мудрости и комедийно-аристократического изящества.Эти и другие новые спектакли коллектив под руководством главного режиссера создавал в самые трудные годы (конец 80-х, 90-х), связанные с ремонтом здания, пожаром и бытовыми неурядицами, когда театр был вынужден скитаться по площадкам города. Театр гастролировал в регионах, выезжал на село. В том, что коллектив достойно пережил этот период, – большая заслуга С.Э. Лермана и людей, его окружавших. Город не может не отметить жизнелюбие, волю, гражданскую смелость человека, который сберег театральный комедийный жанр как род искусства в Нижнем Новгороде.
Коростылёв «Верю в тебя»
Аксенов «Коллеги»
Ю.Эдлис «Аргонавты»
Салынский «Камешки на ладони»
Брехт «Карьера Артуро Уи»
Касона «Третье слово»
Нушич «Опечаленная семья»
Угрюмов «Чемодан с наклейками»
Штейн «Гостиница «Астория»»
Дворецкий «Человек со стороны»
Нушич «Д-р»
Розов «Традиционный сбор»
Алешин «Дипломат»
Горький «Варвары»
Булгаков «Иван Васильевич»
Волчек «Судебная хроника»
Каугвер «Высшая мера»
Чхаидзе «Мост» (театр Кингисеппа)
Арбузов «Счастливые дни» (т-р Кингисеппа)
Брагинский «С легким паром!»
Брагинский «Сослуживцы»
Гоголь «Ревизор»
Вампилов «Старший сын»
Шекспир «Много шума из ничего»
Мериме «Театр Клары Газуль»
Уайлдер «Наш городок»
Горький «Варвары»
Островский «Бальзаминов»
Чехов «Вишневый сад»
Ибсен «Нора»
Островский «Воспитанница»
Розов «Ситуация»
Устинов, Табаков «Белоснежка и семь гномов»
Ануй «Дикарка»
Васильев «Веселый тракт»
Шекспир «Мера за меру»
Чхаидзе «Помощник прокурора»
Ростан «Сирано де Бержерак»
Брагинский «Притворщики»
Салтыков-Щедрин «Иудушка Головлёв»
Островский «Бальзаминов»
Брехт «Мамаша Кураж»
Островский «Шутники»
Рощин «Муж и жена снимут комнату»
Галин «Ретро»
Шекспир «Укрощение строптивой»
Гранин «Мэр города Лыкова»
Разумовская «Ваша сестра и пленница»
В.Гуркин «Любовь и голуби» (1983)
Д.Скарначчи, Р.Тарабузи «Моя профессия – сеньор из общества» (1983)
М.Горький «Фальшивая монета» (1984)
А.Дударев «Рядовые» (1984)
Н.Ф.Погодин «Миссурийский вальс» (1985)
В.Азерников «При открытых дверях» (1985)
Э.Брагинский «Авантюристка» (1985)
М.Зощенко «Деньги, любовь, коварство, неудачи и удивительные события» (1985)
А.Козловский «Эффект Редькина» (1986)
У.Шекспир «Как вам это нравится» (1987)
Н.Кочин «Девки» (1987)
В.Коркия «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» (1988)
М.Булгаков «Собачье сердце» (1988)
Л.Корсунский «Подруга жизни» (1989)
М.Булгаков «Блаженство» (Сон инженера Рейна) (1989)
В.Войнович, Г.Горин «Кот домашний средней пушистости» (1990)
Франц Ксавер Крец «Без меня меня женили» (1991)
«Сеанс черной магии» по «Плодам просвещения» Льва Толстого (1992)
Д.Флетчер «Как управлять женой» (1992)
О.Уайльд «Веер леди Уиндермир» (1993)
М.Горький «Варвары» (1993)
А.Н.Островский «Амурные похождения Бальзаминовых» (1994)
«Нехорошая квартира» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1995);
Т. де Молина «Ревность по-испански» (1995)
Апулей «Золотой осел»(1996)
«Веронские любовники» Г. Горина (2000 г.)
«Волки и овцы», А.Н.Островский (2001)
«Кьоджинские перепалки», Карло Гольдони (2001);
Л.Разумовская «Бесприданник» (2002)
«Дорога цветов» В.Катаева (2003)
«Много шума из ничего» по У.Шекспиру (2004)
«Пущай смеются!» по рассказам М. Зощенко (2005)
«Хапунъ» В.Ольшанского (2005)
«Школа влюбленных» по пьесе Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» (2007)
«Госпожа Министерша» Б.Нушича (2008)
«Чехарда» по рассказам А.Чехова (2009)
Работы С.Э.Лермана:
Харьков, Харьковский театр русской драмы (1950 – 1964)
Актерские работы:
Гвардеец Кардиль — А. Доде, «Карьера Поля де Остье»
Збышко — Б. Нушич, «Мораль пани Дульской»
Бубусь – С. Нариньяни, «Опасный возраст»
Ральф – А.Парнис, «Остров Афродиты»
Граф Манчини — А. Андреев, «Тот, кто получает пощечины»
Матрос — А. Афиногенов, «Мать своих детей»
Дукельский – А.Степанов «Порт-Артур»
Дехкамбай (?) – А.Каххара «Шелковая сюзане»
Сторешников — Н. Г. Чернышевский, «Новые люди»
Вожак — Вс. Вишневский, «Оптимистическая трагедия»
Вася — А. Н. Островский, «Горячее сердце»
Постановки в качестве режиссера (1954 – 1964)
Аксенов «Коллеги»
Б.Брехт «Карьера Артуро Уи»
В.Коростылёв «Верю в тебя»
Д.Угрюмов «Чемодан с наклейками»
А.Салынский «Камешки на ладони»
А.Касона «Третье слово»
С.Михалков «Дикари»
Ю.Эдлис «Аргонавты»
Б. Нушич «Опечаленная семья»
Л.Устинов, О.Табаков «Белоснежка»
Таллин, Эстонский Русский драматический театр (1964 – 1973)
А.Толстой «Патент 119» (1965)
В.Панова «Встречи поздние и ранние» (1966)
Б.Нушич «Доктор» (1966)
В.Розов «Традиционный сбор» (1967)
С.Алешин «Дипломат» (1967)
М.Булгаков «Иван Васильевич» (1967)
А.Арканов, Г.Горин «Банкет» (1968)
М.Горький «Варвары» (1968)
Н.Гоголь «Ревизор» (1969)
В.Войнович «Два товарища» (1969)
Р.Каугвер «Высшая мера» (1969)
Г.Скульский «Если не суметь» (1969)
М.Светлов «Двадцать лет спустя» (1970)
А.Штейн «Гостиница «Астория» (1971)
И.Дворецкий «Человек со стороны» (1972)
Казань
Э.Ростан, «Сирано де Бержерак»
Нижегородское театральное училище
Творческий руководитель: выпуски 1983, 1987, 1989, 1993, 1997 гг.
В.Розов «В день свадьбы» (1975)
А.Вампилов «Старший сын»
У.Шекспир «Много шума из ничего» (1976)
В.Розов «Четыре капли» (1981)
П.Мериме «Театр Клары Газуль»
Э.Лабиш «Соломенная шляпка» (1983)
Т.Уайлдер «Наш городок» (1983)
М.Горький «Варвары» (1989)
К.Гольдони «Кьоджинские перепалки» (1989)
А.Островский «Женитьба Бальзаминова» (1993)
А.Чехов «Вишневый сад» (1993)
Г.Ибсен «Нора» (1997)
А.Островский «Воспитанница» (1997)
Нижегородский академический театр драмы им.А.М.Горького
А.Арбузов «В этом милом старом доме» (1972)
О.Устинов, О.Табаков «Белоснежка и семь гномов» (1972)
В.Розов «Ситуация» (1973)
Ануй «Дикарка» (1973)
Б.Васильев «Веселый тракт» (1974)
У.Шекспир «Мера за меру» (1975)
М.Рощин «Муж и жена снимут комнату» (1975)
А.Чхаидзе «Помощник прокурора» (1975)
Э.Ростан «Сирано де Бержерак» (1976)
Э.Брагинский «Притворщики» (1977)
М.Салтыков-Щедрин «Иудушка Головлёв» (1978)
Г.Полонский «Репетитор» (1978)
А.Островский «Похождения Бальзаминова» (1979)
Б.Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» (1979)
А.Галин «Ретро» (1980)
У.Шекспир «Укрощение строптивой» (1980)
С. Лерман «Лесная история» (1980)
А.Островский «Шутники» (1981)
Д.Гранин «Мэр города Лыкова» (1982)
Л.Разумовская «Ваша сестра и пленница» (1992)
Нижегородский театр «Комедiя»
М.Розовский «О, милый друг!» по роману Ги де Мопассана (1983)
В.Гуркин «Любовь и голуби» (1983)
Д.Скарначчи, Р.Тарабузи «Моя профессия – сеньор из общества» (1983)
М.Горький «Фальшивая монета» (1984)
А.Дударев «Рядовые» (1984)
Н.Ф.Погодин «Миссурийский вальс» (1985)
В.Азерников «При открытых дверях» (1985)
Э.Брагинский «Авантюристка» (1985)
М.Зощенко «Деньги, любовь, коварство, неудачи и удивительные события» (1985)
А.Козловский «Эффект Редькина» (1986)
У.Шекспир «Как вам это нравится» (1987)
Н.Кочин »Девки» (1987)
В.Коркия »Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» (1988)
М.Булгаков «Собачье сердце» (1988)
Л.Корсунский «Подруга жизни» (1989)
М.Булгаков «Блаженство» (Сон инженера Рейна) (1989)
В.Войнович, Г.Горин «Кот домашний средней пушистости» (1990)
Франц Ксавер Крец «Без меня меня женили» (1991)
«Сеанс черной магии» по «Плодам просвещения» Льва Толстого (1992)
Д.Флетчер «Как управлять женой» (1992)
О.Уайльд «Веер леди Уиндермир» (1993)
М.Горький «Варвары» (1993)
А.Н.Островский «Амурные похождения Бальзаминовых» (1994)
«Нехорошая квартира» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1995);
Т. де Молина «Ревность по-испански» (1995)
Апулей «Золотой осел»(1996)
Г. Горин «Веронские любовники» (2000 г.)
А.Н.Островский «Волки и овцы» (2001)
Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки» (2001);
Л.Разумовская «Бесприданник» (2002)
В.Катаев «Дорога цветов» (2003)
У.Шекспир «Много шума из ничего» (2004)
«Пущай смеются!» по рассказам М. Зощенко (2005)
В.Ольшанский «Хапунъ» (2005)
«Школа влюбленных» по пьесе Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» (2007)
Б.Нушич «Госпожа Министерша» (2008)
«Чехарда» по рассказам А.Чехова (2009)