Главная - Медиа - Пресса - О спектаклях - «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» НА СЦЕНЕ ТЕАТРА

«СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» НА СЦЕНЕ ТЕАТРА

Начало нового сезона Нижегородского театра «Комедiя» ознаменовалось успешной премьерой мюзикла «Служебный роман» по мотивам культовой советской киноповести Э. Рязанова и Э. Брагинского. Нижегородцы первыми увидели знакомые киносцены в неожиданном «свете». Над созданием новой интерпретации сюжета работала творческая команда: композитор Ким Брейтбург, поэт-песенник Сергей Сашин, режиссер Наталья Индейкина, хореограф Евгения Хробостова, сценический свет — Евгений Козин и, конечно, замечательные актеры театра.

В далеком 1977 году мир отечественного кинематографа «взорвал» фильм о любви между «шефом в юбке» и робким, застенчивым подчиненным, случившейся в стенах учреждения статистического учета. Но многие ли знают и помнят историю возникновения легендарной кинокартины? Перевоплотившись в мюзикл, «Служебный роман» в какой-то степени вернулся к своим истокам: будущий шедевр «появился на свет» в 1971 году в виде пьесы,  к которой обращались режиссеры московских и региональных театров. И с каждой постановкой пьеса «обогащалась» все новыми деталями, нюансами, и все дальше уходила от исходной идеи ее создателей. А телеверсия «Сослуживцев» так и вовсе разозлила Э. Рязанова. Режиссер понял: «Пора спасать сюжет!», и решил, что единственным путем защиты оригинального замысла от искажений станет авторская экранизация пьесы.

Калугина – Алина Гобярите, Новосельцев – Алексей Капралов

Музыку к фильму сочинил знаменитый ленинградский композитор Андрей Петров. Его песни подарили киноленте особое очарование и эмоциональную глубину. А что же происходит в мюзикле? «Музыка в новой интерпретации «Служебного романа» формирует всю драматургию произведения. Это — особенность музыкального театра, именно присутствие музыкальной драматургии отличает мюзикл от фильма. Зрители при просмотре шоу подсознательно чувствуют, что тот же самый сюжет принял форму другого жанра и раскрывается совсем иначе — через музыку», — поясняет свою идею Ким Брейтбург.

Новая трактовка пьесы захватывает динамичностью, раскованной манерой актерской подачи, яркостью, зрелищностью. Сценография и музыка — вот первичные маркеры привлекательности театральной версии сюжета. Яркая харизматичность актеров, их экстравагантные костюмы, словно позаимствованные из гардероба советских стиляг, мастерская цветовая «игра» художника по свету, танцевальная пластика артистов ансамбля и их ловкое переключение из одного хореографического образа в другой — в этом сила спектакля и его особый драйв.

Оля Рыжова – Ольга Коновалова

Интонационное богатство музыкальных реплик и ансамблей персонажей, дерзкие «нотки» свинга и импровизационные паттерны в вокальных партиях героев, острые, пикантные ритмы, мозаика танцевальных «формул» твиста, буги-вуги, хали-гали и potato — одним словом, «Служебный роман» в музыкальных отсветах ретростиля. Это подтверждает и сам композитор: «Музыка спектакля — это синтез традиций отечественного эстрадного искусства, бытовавшего в 60- 70-е годы и эстетики рок-н-ролла, которая была востребована соответствующим поколением. В спектакле есть номера, стилизованные под советскую лирическую песню, блюз и рок-н-ролл, что придает музыке некоторый оттенок «ретро».

Тем не менее, о сдержанной и скромной атмосфере быта 70-х годов прошлого века никто из команды создателей мюзикла не забыл. Бытовавший в то время минималистический стиль интерьера отразился в театральных декорациях. Кабинетная мебель скромна: простенькие, без излишеств стулья и столы, комод, шкафы с толстыми серыми папками и телефоны распространенных тогда моделей «украсили» рабочие столы служащих.

Как же «чувствуют» себя персонажи любимой комедийно-лирической истории в новой интерпретации? Прекрасно! Они — наши старые знакомые Людмила Прокофьевна и Анатолий Ефремович. В исполнении Алины Гобярите и Алексея Капралова пара главных героев сохранила свое обаяние. Еще большей проникновенностью и глубиной лирические отношения персонажей наделило органичное сплетение поэтических строк Сергея Сашина и музыки Кима Брейтбурга. Сольные и дуэтные номера, музыкальные диалоги и речитативы героев раскрывают зрителям самые сокровенные уголки их внутреннего мира.

Калугина – Алина Гобярите, Верочка – Юлия Палагина

Кто еще из действующих лиц не решился расстаться со своим прежним обликом? После «переселения» на театральную сцену беспринципный карьерист Самохвалов сохранил свои главные портретные черты и остался самовлюбленным, вальяжным «пижоном». Вокальная партия героя, умело окрашенная интонациями самодовольства и даже нахальства в исполнении Андрея Паньшина, подчеркнула амбициозность и ходульную пафосность персонажа. Актерская игра Ольги Коноваловой раскрыла сентиментальность Оленьки Рыжовой с новой стороны — повысила градус ее эмоциональности до экзальтированности.

Несмотря на специфику жанра мюзикла, сюжет не утратил шарма и драматургической стройности, не «лишился» ни одной своей знаковой сцены. Все ключевые эпизоды на местах. Зрители почти наизусть знают и ярко представляют себе первую после долгих лет встречу Самохвалова и Новосельцева; нелепые беседы Анатолия Ефремовича и «Прокофьи Людмиловны» о грибах и поэзии; сцены в кабинете «Мымры»; ужин Калугиной и Новосельцева; эпизод с участием чугунного коня и другие события.

Невозможно представить знаменитый сюжет без мастер-класса от Верочки для Людмилы Прокофьевны по всему, что делает «женщину женщиной»! В спектакле эта сцена превратилась в дефиле — на помощь секретарше пришли артисты театра, устроив настоящий модный показ. Вера  (Юлия Палагина) в этом спектакле — «львица», «королева» шика. Она — главный офисный «очаг» сплетен и интриг, «гуру» стиля и знаток магии женских чар. Каждое слово, движение, взгляд — все это Верочка делает с невероятной грацией. «Мода — это вам не бумажки с цифрами листать! Эти муки очень тяжки — знать, что надевать! Учимся все наши годы с красотой дружить! Ведь нам, женщинам, без моды невозможно жить!» — уверенно декларирует секретарша.

Сцена из спектакля. В центре Шура (Светлана Бердникова)

Для персонажей новая интерпретация сюжета — как забавные воспоминания, которыми они спешат поделиться с друзьями-зрителями. Сослуживцы буквально влетают на сцену, а в зал сразу врывается «ураган» энергии! Каждый по-приятельски представляется и заново знакомится с публикой, будто приглашает ее провести время вместе с коллективом, «окунуться» в атмосферу бюро статистики и тоже поучаствовать в круговороте событий..

Особую драматургическую находку мюзиклу придает акцентирование внимания на персонажах второго плана, в то время как линия главных нивелируется некоторой лирической монотонностью. Именно второстепенные герои удивили своими метаморфозами. Теперь они — не просто характерные персонажи. В спектакле у них новая миссия — коллективно сплетничать, в песенной форме обсуждать происшествия и активно вовлекать в «беседу» публику.

Позицию лидера-заводилы здесь занимает… Бубликов! Можете представить себе Петра Ивановича в образе нагловатого джазмена, смахивающего на Элвиса Пресли? Более чем убедительно и ярко воплотить этот образ удалось Дмитрию Кальгину. Угрюмость и брюзжание кинематографического Бубликова сменяется в мюзикле необузданной энергией. «Сценический» начальник отдела общественного питания одним из первых привлекает внимание к сенсационным поворотам сюжета, «зазывая» остальных работников «царства» цифр и подсчетов поделиться историями со зрителем.

С трудом мы узнаем в спектакле Шуру (Светлана Бердникова). «Театральная» профсоюзная активистка эволюционировала в забавную шуструю «бабулю».

Тонкий, «вкусный», искрометный, юмор, присущий пьесе Э. Рязанова и Э. Брагинского, органично вписался в новую музыкальную версию. Либретто хоть и «сглаживает» некоторые моменты сценария, но точно отражает драматургию фильма. Каждый сюжетный узел «подкреплен» музыкальным номером. «Все ради карьеры!», «Громом грянули кастаньеты», «Одинокие ночи, одинокие дни», «Обычные мечты» — вполне могут претендовать на звание хитов с их запоминающимся лирическим мелосом, заводными ритмами безудержных танцев в массовых музыкальных сценах.

Ольга КОВАЛЕВА

Фото Андрея Абрамова предоставлены Нижегородским театром «Комедiя»
24.11.2022

Источник: https://www.muzklondike.ru/events/slyzhebnii-roman-na-stsene-teatra

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Сцена «Дом Актера»

Здание театра

WordPress Lessons