Главная - Медиа - Пресса - О спектаклях - Сильная слабая женщина: о спектакле «Филумена Мартурано» в нижегородском театре «Комедiя»

Сильная слабая женщина: о спектакле «Филумена Мартурано» в нижегородском театре «Комедiя»

Сильная слабая женщина: о спектакле «Филумена Мартурано» в нижегородском театре «Комедiя»
Марина Вязьмина (Филумена) и Дмитрий Ерин (Доменико) в спектакле «Филумена Мартурано», 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова, предоставлено пресс-службой театра «Комедiя».

Все, кто читал пьесу Э. Де Филиппо «Филумена Мартурано» или смотрел ее знаменитую экранизацию «Брак по-итальянски» (16+), поставленную Витторио де Сика, знают, что незамысловатый на первый взгляд сюжет дает широчайший простор для фантазии режиссера и актерской игры. Создатели спектакля могут привнести новые идеи и смыслы в давно известную историю, каждый артист — углубить образ своего персонажа или представить его с одной, наиболее интересной именно в этой постановке стороны, художник — передать дух Италии в цвете, световом оформлении и костюмах.

По сюжету, неаполитанка Филумена Мартурано вот уже 25 лет живет с легкомысленным красавцем и богачом Доменико Сориано. Он не спешит вступать с ней в брак, более того — нашел себе молодую невесту Диану. Однако Филумена готова бороться за любимого человека, и в ход идут совершенно неожиданные аргументы и женские хитрости.

Неаполитанские страсти

Из стандартной и местами незатейливой комедии положений московский режиссер Ирина Пахомова создала крепкий, динамичный, эмоциональный и, конечно, смешной спектакль (16+), посвященный сильной женщине (постановка приурочена к юбилею заслуженной актрисы РФ Марины Вязьминой) и семейным ценностям. На сцене кипят нешуточные итальянские страсти. Крики, плач, визги, смех и усмешки — этот спектакль полон звуков, но не оглушает зрителя. На фоне пылкого выяснения отношений между Филуменой и Доменико танцевальные и музыкальные мизансцены служат для зрителя своего рода передышкой. При этом они не сбавляют эмоциональный градус конфликта, а скорее показывают другую его сторону: у страстных споров и зажигательных танцев одна природа — это пылкий итальянский темперамент.

Сцена из спектакля «Филумена Мартурано», 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова.

Сценическое оформление (художник-постановщик — Ирина Новичкова) обрамляет разгорающийся конфликт и оттеняет его. Мрамор лестниц, бархатная обивка мебели, позолота лепнины, строгость линий декоративных ионических колонн, люстра поистине театрального масштаба — все в доме Доменико Сориано говорит о богатстве хозяина. Белизна и чистота комнаты, кажущейся практически стерильной, контрастирует с нелицеприятным поведением героев, которые копаются в чужом грязном белье и припоминают друг другу старые грешки.

Счастливы вместе?

Героиня Марины Вязьминой — женщина сильная: бывшая проститутка, которую Доменико привел в свой дом и поселил в комнатах прислуги, она сносит угрозы и оскорбления хозяина дома и, кажется, не придает им значения. Она со странной ностальгией вспоминает нищенское существование в трущобах, то, каким образом зарабатывала себе на жизнь и с каким трудом воспитывала на расстоянии троих, рожденных вне брака сыновей. Бесправная в доме Доменико женщина, для которой самоуважение и человеческое достоинство не пустые слова, Филумена знает, что такое самопожертвование, честность и помощь в трудную минуту. И все-таки она не может назвать себя счастливой и любимой. «Слезы появляются, когда боишься потерять любовь!» — отвечает героиня на вопрос Доменико, почему он никогда не видел ее плачущей. Марина Вязьмина показала, что ее героиня всего лишь умнее мужчины, с которым живет, а быть сильной или слабой — это выбор, а не женская уловка.

Марина Вязьмина в роли Филумены, 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова.

Доменико Сориано в исполнении Дмитрия Ерина — этакий мачо, который считает, что ему все позволено. Он проявляет свои эмоции, не стесняясь никого и ничего: в минуты злости он катается по полу и от избытка чувств поднимает колонны, в момент встречи с обольстительной Дианой теряет дар речи и чуть ли не заглядывает своей пассии в рот, а когда признается в любви Филумене, Доменико вдруг становится сдержанным, серьезным и уверенным в своем решении. Кстати, этот плавный переход от элементов комического к мелодраме Дмитрию Ерину удался особенно.

Дмитрий Ерин в роли Доменико Сориано, 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова.

Филумена и Доменико, люди из разных социальных миров, в постановке противопоставлены друг другу и в том, как они выражают себя перед другими героями. Она — сдержанна в жестах, аккуратна в словах, он — воплощение разрушительной стихии, горд, порывист, не думает о том, что его слова причиняют боль любимым людям. Однако в конце спектакля Филумена и Доменико словно отражаются друг в друге. Он кажется более собранным, мягким, просит о милости практически с самоуничижением. Филумена же вдруг перестает быть сильной, впервые за долгие годы позволяет себе стать хрупкой, уязвимой и всепрощающей.

В ритме танго

Неслучайно отношения этих двух персонажей проиллюстрированы в музыкальном сопровождении ритмами и элементами танго: характерными для этого танца касаниями, чередованием сближения и разъединения партнеров, томностью и магнетизмом, которые будто существуют в паре.

В отношениях с Дианой (Юлия Палагина) Доменико напротив кажется ведомым. Эту сюжетную линию создатели спектакля также проиллюстрировали пластическими элементами танго, но в утрированном варианте, с долей агрессии и вычурности. Героиня Юлии Палагиной — женщина-вамп, одетая в блестящие и обтягивающие платья с глубоким декольте, соблазняет мужчин томным голосом, демонстрируя еле сдерживаемую страстность. В какие-то моменты спектакля Диана своей походкой и поведением удивительно напоминает Джессику Рэббит, мультипликационного персонажа из фильма о кролике Роджере (12+).

Юлия Палагина в роли Дианы, 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова.

Невозможно забыть

Удачей режиссера и художников спектакля можно назвать то, что в постановке нет персонажей, о которых нечего вспомнить.

Евгения Кондратьева показала свою героиню Розалию, помощницу и подругу Филумены, женщиной, которая за простодушием скрывает женскую мудрость и нажитую с годами хитрость и ловкость.

Альфредо Аморозо Николая Пономарева — преданный Доменико помощник, готовый всегда услужить, подставить свое плечо. Он настолько погружен в дела своего друга, что порой забывает о себе, поэтому зритель лишь мельком узнает о немногочисленных пристрастиях Альфредо.

Николай Пономарев (Альфредо) и Евгения Кондратьева (Розалия) в спектакле «Филумена Мартурано», 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова.

Мария Оболенская, Светлана Тюльпанова и Екатерина Соколова сыграли роли девушек, которые почти ничего не говорят в течение спектакля. Артистки выстраивали свои образы через танец, пластику, мимику, через реакцию на происходящее. Именно с их помощью зритель понимает, насколько сильно прислуга боится гнева Доменико и почему симпатизирует Филумене.

Артисты Руслан Строголев, Андрей Голошапов и Владислав Тарнов появляются на сцене одними из последних. Кажется, у артистов мало сценического времени, чтобы представить цельные образы своих героев — троих взрослых сыновей Филумены. Создатели постановки облегчили артистам задачу, и похожесть, родство их персонажей поддержаны в цвете костюмов. Различие же выразилось в том, как артисты показывают принадлежность к той или иной профессии. Риккардо, владелец ювелирного магазина, держится строго, на все смотрит с сомнением, в любом доме чувствует себя хозяином. Микеле простоват, смущается в новой обстановке, ценит и любит свою семью и не прочь о них поговорить. Умберто — начинающий писатель и журналист, потому и говорит немного: привык выражать свои эмоции через написанное слово.

Артисты Дмитрий Ерин, Руслан Строголев, Андрей Голошапов и Владислав Тарнов в спектакле «Филумена Мартурано». Фото: Татьяна Тощевикова.

У Давида Людовика в спектакле «Филумена Мартурано» сразу две роли: адвоката Ночеллы и священника. Артист смог создать разные образы для каждого из своих персонажей. Священник в его исполнении предстает человеком отрешенным, лишенным страстей, погруженным в себя. Адвокат очарован Дианой, смущается напора Филумены, хочет показаться умным, но от неопытности и растерянности говорит и делает лишнее. Потому зрителю интересно и смешно наблюдать, как в момент ссоры между Доменико и Филуменой адвокат буквально на пару секунд превращается в только что упомянутого героями священника.

Проверка на прочность

Как рассказала Ирина Пахомова сетевому изданию «Столица Нижний», ей хотелось поговорить в спектакле о том, какие разные мужчины и женщины, как они несовместимы в своих различиях и как, несмотря на это, все равно тянутся друг к другу.

Поклонники фильма Витторио де Сика заметят, что в спектакле лишь мельком упоминается тема социального неравенства двух героев, а акцент сделан на развитии отношений внутри пары. Однако не стоит забывать, что брак итальянки из низов и богатого мужчины из высшего общества был невозможен. Отношения Филумены и Доменико потому и длились долгие 25 лет без оформления брака, так как Доменико считал официальное оформление отношений с ней позором. Любящая его Филумена была вынуждена оставаться с ним рядом в том числе из-за денег, которые крала для детей, и возможности не возвращаться к прежнему образу жизни.

Сцена из спектакля «Филумена Мартурано», 2019 год. Фото: Татьяна Тощевикова.

Спектакль «Филумена Мартурано», таким образом, показывает, как главной героине удалось привести Доменико к мысли, что все эти долгие годы он не просто жил с ней рядом, но и любил. Доменико узнал и принял то, что у него есть трое взрослых детей. С грустью перебирая коробку с детскими игрушками, он понял, что упустил детство своих сыновей, не смог помочь им советом в трудную минуту, а, бросив Филумену, может лишиться и права называться отцом. Дети и возрожденная любовь к Филумене стали убедительным поводом для заключения брака.

Между тем у зрителя нет полной уверенности в том, что в новых обстоятельствах их союз пройдет проверку на прочность. «Филумена Мартурано» — не пособие по сохранению отношений в нестандартной ситуации, а возможность показать, как и из чего строится брак и какое место в нем занимают доверие, уважение и умение прощать.

Автор: Светлана Чернова. Фото предоставлены пресс-службой театра «Комедiя».

Источник: https://stnmedia.ru/news/25535/

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons