Главная - Медиа - Пресса - О театре - Семь десятилетий «КОМЕДIИ»

Семь десятилетий «КОМЕДIИ»

16 февраля 2017 года театру «КОМЕДIЯ», что в Нижнем Новгороде, исполнилось 70 лет.

70let_teatru_present.jpg5

И хотя приказ о создании коллектива был подписан в декабре 1946 года, театр считает своим днем рождения дату премьеры первого спектакля нового театра «Приезжайте в Звонковое», поставленного режиссером В. Мазенковым по пьесе Александра Корнейчука, которая состоялась именно 16 февраля 1947 года.

16 февраля 2017 года в фойе театра в 16/00 состоялось главное событие скромного праздника — презентация книги о театре «#«КОМЕДIЯ»70». Редактор-составитель и автор текстов Анастасия Разгуляева, завлит, неутомимый исследователь истории своего театра. Немало времени провела она в архивах города и библиотеках, встречалась с актерами и работниками театра, которые помнят события 40-50-летней давности, с родственниками уже ушедших деятелей театра «КОМЕДIЯ».

Не многие театры могут похвастаться такой обстоятельной, серьезной и увлекательно написанной историей, прекрасно изданной, проиллюстрированной множеством фотографий, архивных материалов, содержащей выдержки из рецензий современников давних премьер. Автор постаралась вспомнить всех актеров, в разные годы входивших в труппу «КОМЕДIИ», руководителей и режиссеров. В книге собраны по десятилетиям списки всех премьер с указанием постановочных групп, перечислены те города, где гастролировала «КОМЕДIЯ». Поистине, бесценный материал. И, конечно, подробно рассказано о сегодняшнем дне театра — о его актерах, постановщиках, обо всех работниках театра, труд которых обеспечивает создание ярких, пользующихся любовью публики спектаклей.

На презентации выступали актеры старшего поколения, хранители театральных традиций: Ольга Удалова, Василий Попенков, Валерий Кондратьев, директор театра Дмитрий Коновалов и свидетели истории театра, помогавшие в создании книги: режиссеры Андрей Крутов и Владимир Осьминин, сын одного из первых режиссеров театра — Юрий Лебский. Всем им, а также представителям газеты, писавшей о театре все эти годы — «Нижегородская правда» (ее прежние названия «Горьковская коммуна» и «Горьковская правда»), по архивным публикациям которой составитель книги смогла восстановить репертуар, узнать подробности постановок начиная с пятидесятых годов, интересные факты из жизни театра, были вручены экземпляры истории театра под названием «#«КОМЕДIЯ» 70». Театр приветствовала директор Департамента культуры города Наталья Суханова.

Нельзя не сказать и о руководителе проекта, директоре театра «КОМЕДIЯ» Дмитрии Ивановиче Коновалове. Не всякий руководитель в нынешние, не самые «тучные» годы, отважится на издание книги, а Коновалов был инициатором этой работы, потому что на протяжении восемнадцати лет театр «КОМЕДiЯ» для него не место работы, а любимое детище. Именно он на своих плечах вынес все тяготы и проблемы строительства нового здания, он принимал и принимает активное участие в приглашении режиссеров, в формировании афиши, в определении направления репертуарной политики театра.

В фойе к юбилею была подготовлена мультимедийная выставка документальных фото- и видеоматериалов, выставлены портреты тех, кто внес значительный вклад в жизнь театра.

Сегодня на большой и малой сценах и даже в фойе третьего этажа идут самые разные спектакли. Красочные мюзиклы «Леонардо» и «Казанова» (постановочная группа — К. Брейтбург, Е. Муравьев, Н. Андросов, Г. Белов), «Бешеные деньги» и «Лес» А.Н. Островского, трагедия Ф.Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы», «Принцесса Турандот» К. Гоцци, поставленная А. Трифоновой без оглядки на легендарный вахтанговский спектакль как страшная кровавая история, где коварство, предательство и печаль определяют тональность представления. В прошлом году режиссер В. Данцигер сделал тонкий, умный, ироничный и горький спектакль «Дом, который построил Свифт» по философской притче Г. Горина. Сатира Свифта и Горина оказались уместными в театре «КОМЕДIЯ», были поняты и восторженно приняты зрителем.

Назову самые разные направления, мирно уживающиеся на афише театра. Зритель здесь сможет выбрать спектакль на свой вкус. Но побывав в театре на лихой комедии или красочном мюзикле, увидев замечательных актеров, он захочет прийти сюда снова и, возможно, обратит внимание и на более серьезные работы коллектива. Здесь современные западные кассовые комедии положений: «Темная история» П. Шеффера, «Оскар» К. Манье, «Примадонны» К. Людвига, «Чисто английская измена» Р. Куни, Дж. Чэпмена мирно уживаются с пьесами современных российских авторов В. Сигарева «Детектор лжи», Ф. Булякова «Выходили бабки замуж», М. Ладо «Очень простая история», А. Володина «Пять вечеров». С успехом идут шекспировские спектакли недавно ушедшего Валерия Беляковича «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой», премьера которой состоялась прошлым летом. Поэтические композиции, интерактивные представления для детей, театральные капустники — все это репертуар театра «КОМЕДIЯ».

В день юбилея театр показал два одноактных спектакля. «Про любовь» идет на большой сцене. Автор пьесы «Он, она и пять пудов любви» и режиссер — Анна Артамонова (Москва). Аннотация, помещенная в программке, раскрывает замысел постановщика: «Киносъемочная группа выбрала для работы над фильмом обычный жилой дом и подарила его обитателям волшебный, полный удивительных историй вечер. В каждой квартире раскрываются перед нами узнаваемые, но каждый раз новые жизненные ситуации, характеры и типажи. Сквозь большие окна тесных квартирок смотрит на людей весна. Легкая ирония, весенние ароматы, мелодии, а главное, всегда интересные человеческие взаимоотношения составляют суть и атмосферу этого спектакля». Простые ситуации, привычные типажи — молодые, еще до конца не разобравшиеся в своих чувствах. Супруги, накопившие претензии друг к другу. Молодая семья, замученная бытом, уставшая от капризов маленького ребенка. А дальше — недоразумения, неожиданные кви про кво, путаница, которая рождает драматическое напряжение, а разряжается веселым смехом. Не все новеллы равноценны, где-то больше примет реальной жизни и более достоверные характеры. Но в этом спектакле — добрые интонации, теплота, пронизывающая человеческие отношения, что, согласитесь, немало в современной ситуации.

Спектакль построен традиционно, никаких постановочных изысков, напоминает милые бытовые комедии 60-70-х годов, но в этой его даже нарочитой старомодности — особое обаяние, как в старых фильмах того же времени. Художник-постановщик Ольга Лагеда выстроила на сцене легкие конструкции — оконная рама, ступеньки, нехитрые приметы быта — стол, плита, развешенные пеленки… На сцене — небольшой инструментальный ансамбль, под аккомпанемент которого Алина Гобярите исполняет симпатичную песенку. Актриса занята в нескольких историях, но особенно хороша в третьей новелле, где материал дает ей возможность изобразить и раздраженную бытом молодую жену, и оскорбленную вторжением соперницы женщину, готовую защищать свою семью и любовь.

Интересен дуэт актеров в четвертой новелле. Мария Кром — Она (режиссер) и Михаил Булатов — Он, играя конкретный эпизод съемок сцены из фильма рассказывают историю любви, разлуки, печали и обретения счастья.

Спектакль был горячо принят зрителями, уставшими от стрелялок и ужастиков, на который так щедры телевизионные программы и сериалы.

И очень важно, что театр понимает запросы публики и дарит им минуты отдыха, когда можно преподать уроки терпимости и внимания к тем, кто рядом, поразмышлять о себе, о проблемах взаимоотношений с близкими, порадоваться забавным и поучительным историям, искренне разыгранным актерами.

Долгие годы в театре «КОМЕДIЯ» не было художественного руководителя, сменялись разные постановщики. Но в 1983 году началась эпоха Лермана. Семен Эммануилович пришел из театра драмы, пересмотрел репертуарную политику, обновил труппу, в афише появились имена драматургов, зарубежных и советских, которых прежде никогда не было. И впервые — сразу две пьесы М. Горького. Более 25 лет он возглавлял театр (до 2009 года), при нем появились интересные режиссеры Василий Богомазов, Мария Сальтина, Аман Кулиев, Валентина Арюкова и, конечно, Валерий Белякович.

Сегодня в театре уже выросло свое поколение режиссеров, и прежде всего я бы назвала талантливую и дерзкую Надежду Ковалеву, пришедшую в театр в 1997 году. На ее счету уже немало работ по самым разным произведениям — и Ф.Г. Лорка, и вечера-капустники, и два спектакля по пьесам репертуарного питерского автора Валентина Красногорова. Один из них — «Фуршет после премьеры», спектакль юбилейного сезона, поставленный в фойе театра на третьем этаже. Увлекательный ироничный детектив, в котором соединились комедия положений и характеров, тоже был показан в день юбилея.

«Великолепные, искрящиеся юмором диалоги, шекспировские костюмы, которые так к лицу молодым актерам, с изяществом и легкостью ведущим эту игру в игре, увлекают зрителя в запутанный и лживый водоворот закулисья, в котором, приветливо улыбаясь, легко могут вонзить кинжал в спину лучшему другу. Оказывается, сегодняшний мир порой куда более жестокий и уж гораздо более изобретательный по части создания гадостей ближнему, чем шекспировский.

Тончайший психологизм пьесы актеры раскрывают во всей его многогранности, удивляя каждой минутой действия. Семь великолепно сделанных ролей и непредсказуемый сюжет держат внимание до самой последней реплики и заставляют зрителя строить самые невероятные предположения». (Это цитата из рецензии на спектакль Ольги Севрюгиной, опубликованной 15.02.2017 в газете «Нижегородская правда».)

Режиссер Надежда Ковалева виртуозно избегает как излишнего утрирования поведения подвыпивших актеров, так и подчеркивания пикантности некоторых ситуаций. В этом увлекательном представлении — невероятно смешные повороты сюжета, неожиданные открытия и разоблачения.

Актеры играют в непосредственной близости от зрителя, в их исполнении много гэгов, доминируют фарсовые краски, при это не теряется ни убедительность, ни точность. Сколько нюансов возникает среди перепалок, розыгрышей, подначек, бурного выяснения отношений и взаимных оскорблений. Спектакль смешной, забавный, увлекательный, заставляет зрителей пристальней вглядеться в исполнителей и задуматься о себе, о своих оценках жизни и взаимоотношениях с окружающими. Н. Ковалева прекрасно работает с актерами, находя для каждого яркие краски.

Отелло (Дмитрий Ерин), по всем театральным законам выкрашенный темной краской, в курчавом черном парике и с черными перчатками на руках в заключительной сцене шекспировской пьесы, с которой начинается спектакль, утрированно рычит, рвет страсть в клочки и в этом пафосном исполнении чрезвычайно смешон. А в сцене актерского застолья он предстает немного наивным увальнем, вызывая симпатию зрителей. Яго, сыгранный Максимом Михалевым и в шекспировской сцене и позже, во время застолья, остается мрачным и загадочным. Актер точно и убедительно выстраивает характер замкнутого, самолюбивого, играющего в демонического персонажа актера.

Характер Кассио в исполнении Анатолия Покоева кажется неуловимым и изменчивым. То он рубаха-парень, то циничный и успешный молодой предприниматель. Сочувствие и равнодушие уживаются в его характере. Людовико Дмитрия Кальгина наиболее понятный персонаж — играющий в начальника и руководителя режиссер спектакля, упивающийся своей властью над коллегами. Практичность Людовико и его основательность уравновешивают экзальтацию дам — Эмилии (Ольга Бубнова) и Бьянки (Алина Гобярите). Вот где буйство красок, разнообразные приспособления, море фантазии и веселого хулиганства. Молодая капризница Бьянка, лишенная моральных понятий, но при том хитрая, наивная и обаятельная в своем искреннем желании продвинуться в жизни любой ценой.

А Ольга Бубнова не боится показать свою героиню немолодой, амбициозной, нелепой в своих притязаниях на роль главной героини.

Труднее всего актрисе Татьяне Дорофеевой. Ее Дездемоны практически нет на сцене. Но в финальной сцене, когда эта бедолага, забинтованная, хромающая, появляется на подмостках, актриса демонстрирует разнообразие красок, умение быть органичной в острой фарсовой ситуации, рисуя сильный характер своей героини.

Праздничный вечер получился. Театр жив, полон сил, находится в поиске, прекрасная труппа готова справиться с самым разным драматургическим материалом, воплотить замыслы таких непохожих режиссеров. Так что ждите рассказов о новых премьерах!

Автор: Валентина ФЕДОРОВА

Источник: http://www.strast10.ru/node/4212

Сохранить

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons