Главная - Медиа - Пресса - О спектаклях - Родительский чат, «Звездные войны» и бойфренд на катамаране: жизнеописание воспитательницы детского сада в театре «Комедiя»

Родительский чат, «Звездные войны» и бойфренд на катамаране: жизнеописание воспитательницы детского сада в театре «Комедiя»

Рецензия на новый спектакль под названием «Горка»

Премьеру спектакля несколько раз переносили из-за коронавируса

Премьеру спектакля несколько раз переносили из-за коронавируса

Фото: Татьяна Тощевикова / театр «Комедiя»

Спектакль в театре «Комедiя» расскажет о жизни воспитательницы детсада

Телефон вздрагивает, не переставая, — это в родительском чате все активизировались: «В субботу строим горку»! Историю про молодую воспитательницу детского сада Настю, которая пытается остаться в рассудке, работая на износ, да еще за мизерную зарплату, поставил в театре «Комедiя» Павел Ушаков.

Премьера спектакля по пьесе Алексея Житковского «Горка» была запланирована на осень и должна была состояться на малой сцене, однако из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, дата первого показа была перенесена на 16 января, а постановку адаптировали к большой сцене.

Ольга Коновалова и Илья Попенков: Настя и Олег в спектакле «Горка»

Ольга Коновалова и Илья Попенков: Настя и Олег в спектакле «Горка»

Фото: Татьяна Тощевикова / театр «Комедiя»

О чем спектакль?

ОЛЕГ: Опять негатив? Ты можешь о чем-нибудь другом думать? О чем-нибудь прекрасном?

НАСТЯ: О каком прекрасном, Олег? У меня зарплата пятнадцать тысяч!

Главная героиня — воспитательница детского сада Настя. Вымотанная, раздраженная, она пытается «закрыть» рабочие задачи: нужно доучить песни с детьми для утренника, построить горку и снежные фигуры с родителями, решить проблему распространения гельминтов в группе, придумать, что делать с мальчиком Озодом, которого не забрали домой. Еще Марина, музыкальный работник, злится, что слова «Песни эскимоса» запомнить все не могут («Что тут сложного? «О дых бойи дарыкей дых дых дых бай!»» — цитата из пьесы), медработник Жанна Борисовна проводит допрос с пристрастием из-за того, что один мальчик другого укусил (а вдруг бешенство?), а заведующая Зульфия Фаридовна грозится лишить премии, если вдруг кто-то из хора поднимет глаза в потолок или пукнет: «Чтобы всё было идеально, выверено до секунды, чтобы все движения отточены, чтобы елочки крутились синхронно, чтобы ведущий громко, без заиканий сказал: «Здравствуй, дедушка!» Чтобы никто не обоссался!».

А дома Настю ждет бойфренд Олег, но с ним она явно не на одной волне. Он грезит тем, чтобы рвануть с возлюбленной на море и развлекаться на банане или катамаране, а она с ним делится страшными фантазиями о детях. В общем, Настя с работы ушла, а работа из Насти — нет. В ком героиня найдет поддержку и в чем видит свое предназначение? Поможет ли кто-то построить ей горку? Как разрешится ситуация с мальчиком Озодом? Будни воспитательницы детского сада звучат с юмором и грустью, как сама жизнь.

Кто есть кто?

Настю сыграла Ольга Коновалова. Для нее эта роль стала первой главной драматической в театре «Комедiя». Вытянутые в коленках штаны, небрежный хвостик, напряжение в лице, сконцентрированная энергия усталости и злости, раздражения — практически постоянное состояние для ее героини. Тем не менее нельзя сказать, что она абсолютно зациклена на нем. Она устала, но продолжает бороться и может быть благодарной.

Роль мальчика Озода исполнил Давид Людовик. Актер просто и чисто транслирует текст, не заигрывая со зрителями. В этой честной интонации — суть детского взгляда на мир и результат внутренней актерской работы.

Музыкальное занятие группы «Пчелки»

Музыкальное занятие группы «Пчелки»

Фото: Татьяна Тощевикова / театр «Комедiя»

«Мы пытались проникнуть в детство и от лица взрослого человека играть ребенка», — рассказывает режиссер о методе работы. Также воспитанников детского сада в спектакле играют Николай Пономарёв, Ольга Бубнова и Илья Попенков. Кроме того, эти артисты исполняют другие роли: Николай — дворника, Ольга — заведующей садиком и медработницы, Илья — бойфренда Насти. Екатерина Сергеева создала два образа: музыкального работника Марины и помощницы воспитателя Ольги. Все персонажи, перечисленные в этом абзаце, в разной степени яркие и гротескные и рисуют роли разными мазками. Например, Ольга Бубнова создает образ Зульфии Фаридовны аккуратно, с точностью и вниманием, прорисовывая детали, как гиперреалист-живописец, а Екатерина Сергеева делает шарж на своих персонажей, изображает их карикатурно.

Екатерина Сергеева в роли музыкального работника<i class="_">&nbsp;</i>

Екатерина Сергеева в роли музыкального работника 

Фото: Татьяна Тощевикова / театр «Комедiя»

Внимание к деталям

Фанаты «Звездных войн» услышат саундтреки из фильмов. По словам Павла Ушакова, музыкально спектакль решен в концепции этой эпопеи: «Мне показалось, что в этой пьесе происходит борьба двух галактик: детей и взрослых, детского восприятия жизни и взрослого восприятия жизни — как работы, завода, фабрики, постоянной ответственности и исполнения каких-то обязательств. И поэтому звучат саундтреки из кинофильма, есть мечи, есть другие отсылки». А еще включили в спектакль песни группы «Моя Мишель»: конечно же, «Настя» и еще «Здесь слышен океан» в обработке нижегородского музыканта ScruScru.

В тексте, в некоторых режиссерских находках и в сценографии, автор которой — художник-постановщик Борис Шлямин, можно найти подтверждение мысли о том, что Настя — воин, герой, совершающий подвиг, мученик, умирающее и возрождающееся божество. Сама героиня сравнивает себя с Карбышевым, советским генералом, «мучеником», который молчал, «пока не превратился в глыбу изо льда», и в диалоге с Озодом рассказывает о том, что ее имя означает — «воскресшая».

Элемент декорации, крыша песочницы, напоминает архитектуру тибетского храма, а в эпизоде сна воспитательницы Озод играет на поющей чаше (это музыкальный инструмент, использующийся в буддизме во время медитаций; впрочем, в тексте и было написано, что звучит восточный инструмент, правда, драматург предложил струнно-щипковый) — всё это имеет отношение к буддизму, одной из основных идей которого является реинкарнация, то есть переселение души, повторное воплощение. Похоже на то, что в этой истории Настя будто доходит до пика в состоянии отчаяния, достигает просветления и метафорически перерождается. С этим истолкованием можно согласиться или нет, каждый зритель — будь то журналист, инженер, учитель, гример, продавец, студент — увидит и интерпретирует историю по-своему.

Режиссер: «Мы решили сделать героиню более жесткой»

Павел Ушаков: «Пьесу я прочитал, как только она была выпущена на фестивале «Любимовка» в 2018 году. Я ее сразу для себя отметил, но в тот момент она показалась мне по теме и по конфликту довольно мягкой. Прошло время, мы искали вместе с театром «Комедiя» материал для постановки на малой сцене, и в итоге остановились именно на ней. Эта пьеса глубоко и тонко отражает современную жизнь людей в России, которые совершают невидимый для всех подвиг, занимаясь любимым делом за маленькие зарплаты, проходя через испытания и конфликты.

Во время работы над спектаклем поменялось мое восприятие истории. Вначале у меня было впечатление, что Настя жертва: она претерпевала давление со стороны родителей воспитанников и коллег, я строил между ними конфликт. А потом, по ходу работы над пьесой, я понял, что Настя сама идет на эту работу, она сама выбирает ее осознанно, это путь героя, и мы решили сделать ее более жесткой, девушкой с позицией».

Кому нельзя пропустить

Тем, кто неравнодушен к современной драматургии и не боится смотреть спектакли про сегодняшний день и в том числе про себя, поклонникам театра «Комедiя».

Источник: https://www.nn.ru/text/culture/2021/01/23/69715341/

Автор: Анастасия Макарова

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Сцена «Дом Актера»

Здание театра

WordPress Lessons