Разговор после премьеры (Портал Poseti-nn.ru)
«Звездопад», в постановке молодого режиссёра и актрисы театра «Комедiя» Надежды Ковалёвой — это простая и трогательная, вечная «история о первой любви»в предлагаемых обстоятельствах: госпиталь, почти конец войны, начало 1945 года.
Режиссёр сделала свою авторскую инсценировку и дополнила повествование, введя главного героя в зрелом возрасте (исп. засл.арт. Валерий Кондратьев) в ткань спектакля. Этого нет в повести В.Астафьева, где всё построено на воспоминаниях, закадровом сопровождающем тексте, там не было и реального возвращения обратно. Но нам так хотелось, чтобы было иначе. Пусть без хэппи-энда, но с прощением ему невольной вины – за то, что не попытался воскресить ушедшее. Ведь герою, на момент рассказа истории — в 1961 году, не более 36 лет – всего ничего.
Постаревший, он появляется с самого начала на сцене и далее ведёт монолог-исповедь наедине с самим собой, вернувшись мысленно и реально в краснодарскую школу, где когда-то располагался их госпиталь. А там почти такая же весна, выпускной, и новое послевоенное поколение точно также влюбляется и надеется на счастье. Их тоже скоро ждёт разлука, только совсем другая. Глядя на них, он сам становится моложе, переносясь в прошлое. Миша Ерофеев и его взрослый двойник, дальше будут вновь проживать всё вместе – одновременно присутствуя во всех сценах. Контраст от присутствия усталого и мудрого его-нынешнего и его-юного только усиливается. Как в повторяющемся знакомом сне, нет возможности изменить прошлое, а оно не отпускает.
Близкое ощущение победы и начавшаяся весна 1945 года пробуждают Любовь – не пошленькую короткую связь, а светлое настоящее чувство. Оттаивают сердца и бойцы (в большинстве) выздоравливают, как будто излечиваясь от «войны». Здесь нет «ура-патриотизма» и громких слов, перестрелок на передовой и героического подвига. Раненые воюют со смертью за жизнь, и не все побеждают. Боец Михаил Ерофеев попадает в госпиталь со сложным ранением руки, где его ждут сражения с наркозом, который на него плохо действует, с незаживающей раной, с грозящей инвалидностью . Руку, к счастью, спасут. Первой, кого он увидит, будет медсестра Лидочка. Незатейливая история неловких взаимоотношений – они не умеют любить и сказать о возникшем чувстве. Но всем окружающим, полному советскому интернационалу в палате и медперсоналу, понятна их искренность и открытость. Они созданы друг для друга, и потому хочется им помочь не оступиться.
Но есть опытная мама Лиды (исп. засл.арт. Елена Ерина), которая всё заранее понимает, и не со зла, защищая будущее дочери, она откровенно говорит с Мишей: что у него толком нет профессии и неизвестно, что будет с его здоровьем потом, а Лидочке нужно закончить учёбу. Обыденная реальность и доводы разума отрезвляют. Его невидимый подвиг был в том, что он не остался в тылу, сделав бронь, добившись комиссования, а ведь он мог бы поддаться на уговор, оставшись подольше в госпитале. Героизм заключался и в том, чтобы пожертвовать своим счастьем ради любимой.
В ролях задействованы два состава основных исполнителей, и многим зрителям захочется увидеть разных Мишу и Лиду (Анатолия Покоева и Татьяну Киселёву), в этом я не сомневаюсь. Но на премьере, которая состоялась 5 мая 2015 года, поразили Иван Гапонов и Виктория Беликова. Есть общий крепкий актёрский ансамбль и настоящее единство, которое можно сравнить только с военным. Премьера стала невольной реабилитацией театра за коммерчески успешные, но пустые мюзиклы. Эти актёры могут и умеют играть, а Надежда Ковалёва – ставить камерную душевную лирику!
В новом спектакле не нужно искать второго смысла, другого подтекста – он будит в нас знакомые щемящие чувства, а не приводит к головоломке. Как и у каждого в зале, наверняка, что-то пробудится в воспоминаниях близкое: о несостоявшемся возможном счастье, о расставании и взрослом понимании, оглядываясь назад, что иначе быть не могло.
Любовь, как звезда: «Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам».