Пособие по измене
Театр «Комедiя» представил премьеру по одной из самых популярных пьес на Бродвее
Новый спектакль, который нижегородский театр представил 14 мая, продолжил негласную тенденцию этого сезона. Начиная с конца прошлого года в «Комедiи» появилась уже вторая работа, в которой так и сквозит дух рок-н-ролла, а фоном к комедии положений становится западная культура ХХ века.
Если в «Темной истории» зритель оказался запертым в лондонской квартире, то в спектакле под названием «Роман длиною в жизнь» действие переносится в гостиничный номер где-то в Калифорнии. Никакой связи между спектаклями нет, но зритель в очередной раз имеет возможность окунуться в авантюрное любовное приключение под песни Битлз.
«Роман длиною в жизнь» – вольный перевод хорошо известной на западе пьесы под названием Same Time, Next Year («в то же время, в следующем году»). Ее автор Бернард Слэйд, возможно, и не подозревал, что история, написанная им в 1975 году, вызовет такой интерес у зрителя. Постановка на Бродвее за три года была сыграна ровно 1453 раза, а сам автор получил несколько влиятельных в театральной американской среде наград. Что так поразило американских зрителей в этом сюжете, теперь сможет узнать и нижегородский зритель. К слову, постановка Василия Богомазова по этой пьесе на протяжении 10 лет шла в нижегородской «драме», считаясь одним из самых успешных спектаклей театра. Версия театра «Комедiя», что логично, призвана в первую очередь сделать зрителя смешно. Точнее очень смешно.
В центре сюжета – история мужчины и женщины, повстречавшихся в ресторане при отеле на западном побережье в 1951 году. Год здесь очень важен, поскольку время, его скрупулезный подсчет от секунды до десятков лет, буквально одушевлено в реального героя. Он – бухгалтер, она – домохозяйка. Оба женаты и на момент знакомства имеют на двоих шестерых детей. Внезапная любовная интрижка приводит к странному для представителей пуританского американского общества решению – встречаться на одну ночь каждый год в том же номере отеля.
За время спектакля перед нами предстает шесть сцен, каждая с разницей в пять лет. Во время встреч Стэллы (Екатерина Соколова) и Джорджа (Дмитрий Ерин) мы узнаем о жизни их супругов, детей и домашнего быта, но, что важнее, перед глазами зрителя предстает смена эпох западной культуры. Нравы послевоенной Америки, культ Элвиса Пресли и зарождение рок-н-ролла, война во Вьетнаме и движение хиппи, феминизм и мода на восточные практики — не просто фон и темы разговоров главных героев, это простор для работы художника спектакля Екатерины Крюковой. Декорации остаются неизменными – номер отеля, большая кровать и лампы, затевающие игру света и тени, — история ХХ века просматривается в первую очередь в костюмах главных героев. Еще одну подсказку режиссер спектакля Дмитрий Крюков, который также является одним из ведущих актеров театра «Комедiя», видимо, позаимствовал у киноэкранизации пьесы 1978 года. Это кадры исторической хроники, отделяющие один пятилетний отрезок от другого. Видео транслируется в проекции на заднике сцены, которое затем превращается в большой циферблат. Движением стрелок на нем управляет третий персонаж – официант отеля, он же певец. На премьерном спектакле его роль исполнил Андрей Паньшин. Музыкальное оформление, безусловная удача этого спектакля. Сидя в зрительном зале, можно забыть, что находишься в театре, а не на концерте. Все композиции, подобранные Дмитрием Крюковым, актер исполняет вживую. Есть среди них место и известным композициям таким, как Help – Beatles и California Dreamin’ — The Mamas & the Papas, и тем, что знакомы в основном серьезным меломанам – Child in Time – Deep Purple. Причем исполнение последней становится по сути кульминацией, самой сильной и драматической точкой спектакля.
К слову, именно драматические и мелодраматические сцены в постановке этой комедии выглядят, как ни странно, наиболее удачными. Когда актеры начинают говорить на тон тише, замирают и сбавляют градус экспрессии, диалоги, на которых построена вся пьеса, кажется, начинают звучать искреннее. Хотя, стоит отдать должное и комедийным сценам «Романа длиною в жизнь», зритель на этом спектакле, действительно, смеется. Юмор на тему взаимоотношения полов всегда был популярен, а в этой постановке ему придали современное звучание. Поэтому любителям посмеяться над женской логикой или мужскими откровениями эту премьеру посетить стоит.
Алина Мазина
Источник: MKRU Нижний Новгород
Ссылка на статью: http://nn.mk.ru/articles/2016/05/18/posobie-po-izmene.html