Одна ночь и одна жизнь
Театр «Комедiя» 14 мая представил нижегородцам премьеру спектакля «Роман длиною в жизнь» по пьесе Бернарда Слэйда «Там же, тогда же». Этот трагифарс в шести картинах – общепризнанный шедевр мировой драматургии, спектакли по этой пьесе вот уже более сорока лет не сходят с подмостков. А ещё это одна из самых трогательных историй о любви, рассказанная языком современного театра.
Часы на стене
Эта пьеса – дебют драматурга, и сам он был крайне удивлён бешеным успехом экранизации и нескольких спектаклей, потому что сам ждал от неё только провала. «Я ищу дорогу к зрительским сердцам, повинуясь не столько своему разуму, сколько сердцу», – писал о себе Слэйд. И похоже, он эту дорогу нашёл. Так же как и спектакль «Роман длиною в жизнь» нашёл своего зрителя в Нижнем Новгороде.
А всё потому, что эта пьеса – про счастье. Да, про самое обыкновенное счастье. И не зря автор эпиграфом ставит фразу: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествия». Именно эта мысль становится не просто ключевой темой всей этой истории любви, она организует и текстовое, и сценическое пространство, и она в конце концов наводит на мысль о том, где же у героев главное? На тех жизненных станциях, к которым они «пришпилены» обществом? Или на отрезке длиною в одну-единственную ночь в году, которая повторяется на протяжении 20 лет там же, тогда же… Впрочем, обо всём по прядку.
…Он – бухгалтер из Нью-Джерси, она – домохозяйка из Окленда, у каждого семья и дети. Случайная встреча в ресторане, вспышка страсти, номер в гостинице на берегу океана где-то около Сан-Франциско и одна ночь, которая может никогда не повториться. Но она повторяется год за годом. Жизнь течёт, мир меняется, и только это остаётся неизменным – ежегодные встречи в то же время, в той же провинциальной гостинице, в том же номере.
Даже дети – почти общие
Сценографию, да, пожалуй, и всё художественное оформление постановки перегруженным не назовёшь: кровать, лёгкие кресла, столик на колёсиках – незатейливо и строго по автору. Но художник помещает на заднем плане, в самом центре сценического пространства, часы, и это оказывается самым многогранным символом всей разыгранной истории. Годы уже не проходят, они мчатся, время не течёт, а несётся. И это время, которое проходит, называется жизнь. Джордж из простого бухгалтера дорастает до крупного финансового консультанта, а потом, бросив всё и увлекшись эзотерическими поисками, пытается найти другой смысл в жизни. Стелла, заскучав в тисках псевдоблагополучия, поддаётся всем возможным лозунгам свободы и становится хиппи, а через какое-то время – и вовсе железной бизнес-леди.
Музыка поколений
В общем, за полтора часа сценического действия перед зрителями проходит жизнь целого поколения с его страстями, поисками, победами и кумирами. Полёт Гагарина в космос, Кеннеди и Монро, Вьетнам, Джо Леннон и Элвис Пресли – вот безумный исторический фон этого романа длиною всего лишь в одну жизнь. Да, именно в одну. Потому что, несмотря на то что герои встречаются всего лишь на один день году, для них это такой глоток полной грудью, такая предельная открытость, что они вместе со своими мужьями, женами, детьми и всевозможными партнёрами и родственниками становятся, по сути, одной семьёй.
Стеллу захватил ураган свободы
В этой в целом незатейливой истории столько глубины, что она из «случайного свидания на одну ночь без обязательств» вырастает в откровенный разговор о самом важном – о нас самих.
И к этому разговору и актёры Дмитрий Ерин (Джордж) и Екатерина Соколова (Стелла), и вся постановочная группа подошли искренне и серьёзно, несмотря на то что это комедия. Искромётный, а временами и анекдотичный юмор Слэйда перемежается с такой актёрской трогательностью, от которой зрительный зал замирает ненадолго, а потом аплодирует. А это и есть показатель успеха и пьесы, и актёров, и режиссёра, который, кстати, сам создал музыкальное оформление.
И именно музыкальное оформление можно назвать главным успехом всего спектакля – все мировые хиты этого времени очень точно сыграли роль своеобразных исторических декораций. Выведение в качестве основной темы спектакля композиции Nature Boy Эдена Ахбеза – это не просто продуманный ход, это предельно точное и талантливое звуковое решение всей постановки, которую зрители приняли очень тепло и которая, возможно, займёт достойное место в репертуаре театра.
Елена МИНСКАЯ
Источник: Патриоты Нижнего (Сайт)
Ссылка на статью: http://nn-patriot.ru/?id=8969&template=main