Обаяние сына полка
Сам про себя актёр нижегородского театра «Комедiя» Михаил БУЛАТОВ говорит: «Почему-то я с подбитым глазом запоминаюсь зрителям больше. Когда есть конфликт, есть что играть.
Мне всегда нравились отрицательные роли: они более выразительны. А режиссёр Валерий Белякович на репетициях из зала мне кричал: «Убирай обаяние, Булатов».
Досье «НП»
Михаил БУЛАТОВ. Родился в Горьком, окончил местное театральное училище. С 1991 года работает в театре «Комедiя», на сцене которого сыграл более 60 ролей. Снимался в фильмах «Запрещённые люди», «Китайский сервиз», «Мисс Миллионерша», «Дорога домой», «Запретная любовь». Лауреат премий «Нижегородская жемчужина» и имени Евгения Евстигнеева.
Хоккеист или артист?
— Только вот обаяние никуда не денешь, — улыбается Михаил. — Даже в отрицательных ролях. Однажды на бенефисе главного режиссёра театра я вышел на сцену в образе Гитлера. Кстати, даже не делал грим — просто копировал походку и фрагментарно выделил усы. Образ получился очень узнаваемым, и его до сих пор помнят…
Мысль стать артистом подала ему мама, интуитивно почувствовав в сыне — успешном спортсмене, кандидате в мастера спорта по хоккею — актёра. И как-то исподволь спросила, не хочет ли он поступить в театральное училище.
— Я удивился, — вспоминает Булатов. — Ну как я своим друзьям, которые поступают в университеты и институты, скажу, что иду в театральное? Но мысль эта меня не покидала. Долго над этим думал. В этих раздумьях даже успел проучиться полгода на радиофаке политеха, одновременно работая в Нижегородском институте технологии и организации производства, как захотел папа. Но понял, что мне там неинтересно. Ушёл в армию, отслужил в Дрездене, в службе безопасности связи, где мастерски овладел морзянкой.
— Романтика старинного города и аура секретности многих звали к подвигам разведчика. Как вам удалось противостоять этому соблазну?
— Потерять голову действительно было от чего. Наш полк стоял в центре города, на месте бывшего полка СС, рядом с церковью, где венчался сам генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. На строительстве дома для офицеров мы нашли потайной ход, ведущий от церкви к части, но секрет его так и не раскрыли — ход обвалился…
— Только не говорите, что стать актёром решили именно в армии.
— Там! Перед дембелем мне сказали: реши уже — ты либо хоккеист, либо артист. Мы закрылись в аудитории, и я с кафедры стал показывать молодым офицерам разные сценки из фильмов и пародии. Они попадали от хохота и вынесли вердикт: артист!
С творческим ускорением
— Я вернулся в Горький и пошёл поступать в театральное, не представляя, что, собственно, от меня потребуется на прослушивании, — продолжает Михаил. — Конкурс очень большой: весь двор театрального училища был заполнен абитуриентами с гитарами. Я в тот год не поступил, но не жалею. Потому что поработал на телевидении звукооператором вместе с Юрием Беспаловым, Михаилом Марашом, Владимиром Близнецовым и другими титанами нижегородского телевидения. Это был великолепный опыт! А на следующий год снова пошёл в училище. И меня взяли.
— Кто же стал руководителем вашего курса?
— Набирал курс Семён Лерман, но он заболел, мы остались без руководителя. Нас учили все сразу, как «сынов полка»: Валерий Соколоверов, Анатолий Захаров, Владимир Крипец, Рива Левите, Лев Шварц. Первые педагоги дают творческое ускорение на всю жизнь. Так с нашим курсом и получилось.
— А кого в вас видели педагоги?
— Я всегда играл характерные роли, хотя хотелось играть героев-любовников. В итоге уже в театре сегодня играю и тех, и других. Кстати, поступил я на службу в театр комедии накануне праздника — Международного дня театра. Согласитесь, символично.
— Как вам удалось за 25 лет ни разу не изменить своему театру?
— И мысли такой не было! Как пришёл в наш театр в 1991 году, так по сей день и служу. Правда, параллельно работал как приглашённый актёр в борском «Мюзикле», где играл в спектаклях «Тиль Уленшпигель», «Ордер на убийство», «Бременские музыканты»… Этот театр мне многое дал: в нём все актёры были профессиональными музыкантами. Они научили меня держать микрофон, правильно петь — великолепный опыт, который очень пригодился сегодня для ролей в мюзиклах, что ставятся в нашем театре.
— А с какой роли всё началось в театре комедии?
— Я сразу получил главные роли в спектаклях «Без меня женили», «Девки», «Сеанс чёрной магии» и «Гусар из КГБ». Кого я только не играл! Даже царя Салтана — в 25-то лет! Причём играл его больше 20 лет, только сейчас войдя в возраст царя, — смеётся Михаил.
«Не будь Булатовым!»
— Роль за ролью, как петелька-крючочек, цепляясь друг за друга, характеры персонажей накладывали на вас свои черты…
— Наш режиссёр Семён Лерман мне всегда говорил: «Не будь Булатовым на сцене. Если тебя станут узнавать, это никому не будет интересно». И я старался быть разным. Случалось, что меня и правда не узнавали. Я этим горжусь.
— Что для вас интереснее — выглядеть на сцене блестящим красавцем-обольстителем или смешным рубахой-парнем с подбитым глазом?
— Главное, чтобы был конфликт. Даже в «Веронских любовниках», играя героя-любовника, я играл характер.
— А кто был в ваших ролях первым отрицательным персонажем?
— Людоед в «Коте в сапогах». Но у меня там был такой красивый костюм — с короной и перьями, что жена мне сказала: «Странно, что принцесса вышла замуж за Жака Простака, а не за тебя! Ты неотразим!»
Многие режиссёры просили меня сбрить усы, но я ни разу никому не поддался. Я без усов – уже не я. Может, именно в них моя сила?
— Представьте: приехал человек в Нижний, и у него есть шанс увидеть только один спектакль с вами. Какой бы вы ему порекомендовали?
— Хм… — задумывается. — Да любой! В «Хапуне» роль небольшая, но зрители хотели больше видеть моего героя. «Сон в летнюю ночь», «Казанова», «Леонардо», «Пять вечеров», «Куклы», «Детектор лжи», «Турандот»… Мои герои разные, но интересны и для меня, и для зрителя. Так что выбирайте сами!
Купцы и цари, джентльмены и бандиты, кузнецы и крестьяне – герои в его исполнении надолго запоминаются зрителям, задаривающим актёра после спектаклей цветами. Сегодня Михаил Булатов празднует 50-летний юбилей.
Источник: Сайт «Нижегородская ПРАВДА»