Можно и без шампанского
Когда зашёл разговор о постановке к предстоящему 70-летию «Комедiи», в пользу пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» сработало несколько доводов. Во-первых, классика из классик. Краеугольный камень комедийного жанра. Наше всё. Кроме того, в спектакль вовлекаются актёры разных поколений, что очень важно в контексте юбилея. В Международный день театра новая постановка была представлена публике.
Социальный подтекст
Спектакль получился яркий, шумный, эксцентричный, чрезвычайно эффектный. Великолепные многофункциональные декорации (художник-постановщик Борис Шлямин), точная, изысканная атмосферная работа со светом (художник по свету Сергей Скорнецкий, Москва), потрясающие костюмы, которые после спектакля хочется разглядывать и трогать, как на выставке (художник по костюмам Андрей Климов, Москва).
Парики! Каждый тянет на самостоятельный образ. (Интересно, кто-нибудь пробовал поставить спектакль, в котором действующими лицами являются парики?) Роскошные парики — заслуга стилиста Сергея Сирина (Москва).
Возможно, в спектакле и нет ярких художественных открытий, но смотрится он на одном дыхании, с удовольствием и улыбкой, местами переходящей в хохот.
— Мне хотелось наделить комедию каким-то социальным подтекстом. Торжество пройдох — признак нашего времени. Вспомните хотя бы балабановский фильм «Брат», герой которого, абсолютно симпатичный нам парень, живёт «по понятиям». В период сомнительного геройства такие персонажи, как наш Фигаро, — обаятельные, искрометные, нахальные, не всегда чистые на руку — как раз и добиваются успеха, — поделился замыслом режиссёр-постановщик Вадим Данцигер незадолго до премьеры.
Другой Фигаро
В выборе исполнителя главной роли Данцигер не сомневался ни секунды: однозначно Александр Калугин. Меньше всего режиссёр собирался спорить с образом, созданным когда-то Андреем Мироновым. Но предложил другого Фигаро: простого, мощного, харизматичного, давно выбравшего свой способ выживания и достижения цели, на многое во имя этого готового, но и лукавого и непосредственного. Индивидуальность и типаж Калугина здесь совершенно на месте. Только взгляните на первое его появление на сцене: выплывая из воды, гордо опирается на края бассейна, как это делали властелины мира на мраморных балконах своих дворцов. И тут же пускает изо рта полутораметровый фонтанчик воды.
Спектакль смотрится на одном дыхании
Фигаро — первая главная калугинская роль в «Комедiи». Однако в его творческом багаже — и моноспектакль «Мясо снегиря» (постановка Льва Харламова), и пронзительная камерная работа «А если завтра нет» (режиссёр Александр Сучков), и бесподобный парад актёрской импровизации «Наиzнанку», где актёру чуть-чуть не хватило до ступеньки лучшего импровизатора. Не приходится сомневаться: роль Фигаро расцветится ещё более свежими отчётливыми запоминающимися оттенками, когда актёры полностью разыграются.
Но уже сейчас очень хороша играющая Сюзанну Татьяна Киселева, актриса, по признанию режиссёра, со сложной внутренней организацией и большим, от комедии до драмы, диапазоном. Её Сюзанна пленительно привлекательна, игрива, знает цену себе и интригам и всегда начеку. А сколько молодой, выплескивающейся через край энергии в Керубино (Максим Михалев), с пробивающейся сквозь страх прытью, забрасывающей его то в зрительный зал, то — прыжком — на балкон. Хочется отметить и колоритного пьяницу Антонио — несомненная актёрская удача Дмитрия Крюкова в роли второго плана.
Возрастной состав
Режиссёр-постановщик осознанно развёл исполнителей таким образом, что придворных играют актёры старшего возраста, а все «двигатели интриг» — люди молодые, энергичные, искрометные. Придворные время от времени сбиваются в колоритный вокально-инструментальный ансамбль, это спектакль в спектакле, с очень смешными перкуссионистками с кастаньетами и бубном (Ольга Удалова и Евгения Кондратьева).
Пьеса Бомарше веками не сходит с подмостков. В поисках новизны многие постановщики не справляются с избытком «капустнических» шуток и приёмов в ткани спектакля. По признанию самого Вадима Данцигера, всем родившимся на репетициях гэгам подобного рода было отказано в праве на существование. Хочется также посоветовать осторожности в рискованных шутках, как, например, в сцене с лейкой, когда зал, показалось, как-то даже напрягся.
Герои Бомарше, как правило, рифмуются с известной пушкинской цитатой: «Как мысли чёрные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти “Женитьбу Фигаро”». Необычная и привлекательная юбилейная постановка «Комедiи», при всех возможных упреках, — гарантия хорошего театрального вечера. Можно даже и без шампанского.
Источник: https://nn-patriot.ru/materials/culture/mozhno-i-bez-shampanskogo
Автор: Светлана Кукина