История одного (не)счастья: о спектакле «Фиолетовые облака. Жизнь в ритме степа» в театре «Комедiя»
Светлана Тюльпанова в роли Луизы Казанцевой и Юлия Лыкова в роли Анны. Фото предоставлено театром «Комедiя»
В пьесе «Фиолетовые облака» уральского драматурга Анжелики Четверговой каждый читатель найдет близкую себе тему. Кто-то поразмышляет о непреодолимом разрыве между интеллигенцией и простым народом, об образовании и дремучей необразованности. Кого-то заденет тема отцов и детей, тема семьи. Других заинтересуют мысли о творчестве и выборе между карьерой и семейными радостями жизни.
Спектакль «Фиолетовые облака. Жизнь в ритме степа» (16+), премьера которого прошла 16 и 17 августа 2019 года в нижегородском театре «Комедiя», кажется, не выносит на поверхность какую-то одну тему. В центре действия оказывается жизнь главной героини, бывшей звезды степа Луизы Евгеньевны Казанцевой, на протяжении всего спектакля выхватывается то один, то другой эпизод ее жизни, из которых постепенно складывается сложная, противоречивая картина человеческой судьбы.
По сюжету к Луизе Евгеньевне приезжает взрослая дочь Анна, брошенная ею когда-то еще младенцем на попечение сестры. Почти слепая, Казанцева нуждается в помощи родственницы, но хочет и сама поучаствовать в судьбе своей дочери. Анна совсем не похожа на свою мать: за плечами — неудачный брак и даже тюремный срок. Однако эта навязанная Луизой помощь не нужна Анне, а некрепкая связь матери и дочери не выдерживает новых испытаний.
Светлана Тюльпанова в роли Луизы Казанцевой, Юлия Лыкова в роли Анны, Екатерина Соколова в роли Юленьки. Фото предоставлено театром «Комедiя»
В роли Луизы Евгеньевны — актриса театра Светлана Тюльпанова, которая отметит этим спектаклем и этой ролью свой юбилей. Она сама выбрала пьесу Анжелики Четверговой для своего бенефиса, вместе с драматургом внесла изменения в текст, пригласила в качестве режиссера-постановщика Надежду Ковалеву и исполнила несколько танцевальных номеров.
Герои в рассказах и поступках
В качестве интермедии звучат некрологи, которые Анна (Юлия Лыкова) зачитывает по утрам Луизе Евгеньевне (в оригинальном тексте пьесы их, кстати, нет). В каждый из этих моментов в зале гаснет свет, а за сценой слышится саркастическая насмешка главной героини. Зная умерших, Казанцева забавляется тем, что они не пережили ее, а в елейных газетных заметках не отражается то, какими мерзкими и никчемными эти люди были при жизни.
По контрасту с шаблонными некрологами в спектакле звучат истории из жизни, которые героини рассказывают как бы между прочим, под ритмичную тренировку перед танцами или танцуя степ. Создатели спектакля намеренно облекли эти местами жуткие эпизоды в такую форму: героини за бытовыми действиями пытаются скрыть свое смущение, хотя зрителю становится очевидным, как тяжело Луизе и Анне жить с грузом их проблем. Рассказывая о несчастливом детстве, о родительском равнодушии, персонажи, кажется, ищут поддержки, сочувствия, но в то же время боятся его, боятся быть понятыми, боятся вдруг оказаться центром вселенной любимого человека.
Танцевальные зарисовки дают дополнительный ритм действию и позволяют увидеть, как намечается, а затем затухает духовная связь между Луизой и Анной. Да и сам финал спектакля отличается от окончания пьесы, превращая сценическое действо в развернутый, разыгранный по ролям некролог.
Женщины и их мужчины
Любопытно, что оба мужчины, появляющиеся в спектакле — бывший муж Анны Саша (Максим Михалев) и друг Луизы Борис Георгиевич (Николай Пономарев), — являются комическими персонажами. Смещение гендерных ролей стало одним из художественных приемов. Не случайно героини этой постановки будто примеряют на себя мужскую роль: у них нет детей, из-за отсутствия достойных мужчин в их жизни им приходится быть сильными. Луиза даже говорит грубоватым голосом, ее движения резки, отрывисты. Протеже Луизы Юленька (Екатерина Соколова) хоть и замужем, но с любимым человеком ссорится, а потом и вовсе думает о переезде в Москву и исключительно о своей карьере. Разведенная Анна ненадолго сходится с мужем, но вновь испытывает горечь предательства и покинутости.
Николай Пономарев в роли Бориса Григорьевича и Светлана Тюльпанова в роли Луизы Казанцевой. Фото предоставлено театром «Комедiя»
Спектакль можно было бы отчасти назвать бытовой зарисовкой, частной историей жизни старой звезды музыкального театра, но постановка шире бытовых тем. Герои здесь спорят о предназначении, они каждую минуту вынуждены делать выбор, не подозревая, какое из этих решений станет судьбоносным. Вот Луиза сводит престарелого профессора филологии Бориса Георгиевича и Анну, а когда у них ничего не выходит, Луиза теряет друга. Вот Анна приводит в дом бывшего мужа и под его влиянием вскоре предает мать. Вот Юленька смиренно выслушивает от своей наставницы, что дети мешают женщине вести жизнь, как у мужчины, а потом, запинаясь, отказывается от шампанского, и зрителям становятся очевидны причины этого отказа.
Выбор или судьба
Получается, что и жизнь героини Светланы Тюльпановой перед зрителями складывается как череда этих самых решений: бросить дочь, уйти из балета в театр музыкальной комедии, рвать жилы ради карьеры, решиться на несколько абортов, быть самой себе хозяйкой, умереть в тишине и душевном покое. Луиза в исполнении Светланы Тюльпановой получилась женщиной резкой, целеустремленной, знающей о себе всю правду и не стыдящейся этой правды. Что действительно подкупает в Луизе Евгеньевне, так это обостренная честность, порой доходящая до грубости. Когда она рассказывает о своем босом детстве, в котором не знала родительской любви, о том, как избавлялась от детей ради карьеры, как не чувствовала и не чувствует любви к единственной дочери, зритель ее не жалеет, потому что Луиза не нуждается в этой жалости. Главная героиня «Фиолетовых облаков» не чувствует внутренних противоречий от выбора, сделанного в пользу карьеры, и до последнего не жалеет, что служила «единственному богу — театру».
Юлия Лыкова в роли Анны, Максим Михалев в роли Саши и Светлана Тюльпанова в роли Луизы Евгеньевны. Фото предоставлено театром «Комедiя»
Возможно, каплю зрительского сочувствия получит Анна, чья жизнь не сложилась, но удивительно стойкая любовь к матери грела ее изнутри все эти годы. Неудачи, невезение — так объясняет Луиза причины несчастья Анны, не видя в этом своей вины. Кажется, сама судьба сделала Казанцевой подарок, от которого та отмахнулась, как от навязчивой мухи. «Мерзавка», «глаза тупые, воловьи» — иначе про собственную дочь она и не говорит. Мы не слышим ни слова о любимых ею людях, в центре ее жизни всегда был театр, отношения с которым прекратились из-за болезни.
У каждого свое счастье
Луиза и Анна поначалу кажутся нам людьми из разных миров, практически с разных планет. Но постепенно, в ходе спектакля они словно отражаются друг в друге и в окружающих. Саша становится отголоском прошлой жизни Анны, Борис Георгиевич выражает стремление Луизы к интеллигентному окружению, а Юленька и вовсе становится неким двойником своей наставницы. Несмотря на все злоключения и приключения героев, каждый из них по-своему счастлив. Но просто представление о счастье у них у всех разное.
Екатерина Соколова в роли Юленьки. Фото предоставлено театром «Комедiя»
Пьеса в конечном итоге о семейных ценностях, о том, как люди ими разбрасываются в поисках своего счастья. В спектакле же акценты немного смещаются на индивидуальные поиски счастья внутри человека. Получается, что постановка Надежды Ковалевой «Фиолетовые облака» — о выборе, который может перевернуть жизнь с ног на голову, и о том, как важно перед самим собой нести ответственность за принятое решение, об умении быть счастливым. Режиссер дает героям право строить жизнь так, как они хотят. И пусть их счастье отталкивается от страдания другого, создатель спектакля подает это как вариант нормы. Но все равно почему-то героинь жалко… Символом призрачного счастья в спектакле становятся фиолетовые облака, которые Луиза видела давным-давно, во времена своей молодости, и которых она больше никогда не увидит.
Автор: Светлана Чернова
Источник: https://stnmedia.ru/news/25217/