Евгений Пыхтин: «Мне кажется, сейчас вообще идет эпоха Возрождения всего»
С каждым днем в Нижнем Новгороде проходит все больше и больше культурных событий, появляются новые возможности провести время интересно и с пользой, уследить за всеми новостями становится практически невозможно. Большая часть городской жизни осуществляется за счет инициативы не столько муниципальной, сколько частной.
Креативные и талантливые люди не боятся экспериментов, работают в поте лица, чтобы наш город процветал и развивался. Журнал ИЛИ за то, чтобы жители знали своих героев в лицо. Сегодня мы встретились с актером театра Комедия и руководителем Центра Театрального Мастерства Евгением Пыхтиным. Поговорили о театре, вдохновении и о том, как важно двигаться вперед.
КОГДА ВЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ХОТИТЕ СТАТЬ АКТЕРОМ?
Я, на самом деле, понял это очень поздно. У меня никогда не было ярко выраженной любви именно к театру. Где-то в конце одиннадцатого класса у меня появилась подруга, вместе с которой мы очень увлеклись музыкой. Тогда мне очень захотелось петь. Все четыре года института, пока я мучился, учась на экономиста и работая в страховой компании, я параллельно занимался вокалом. И так сложилось, что мой педагог по вокалу предложил мне поступить в консерваторию на актера музыкального театра.
Я не знал, что такое театр, в том качестве, в котором я знаю его сейчас. Поэтому шел я туда в первую очередь как музыкант, как вокалист. Но когда я поступил, на первом курсе я просто влюбился в театр. То есть так сложилось, что это театр выбрал меня, а не я его. Он просто влюбил меня в себя.
Я никогда не мечтал стать актером: мне нравилось, но я все равно думал, что это все-таки далеко от меня. Я всегда думал, что это нереально. И жизнь буквально за год очень кардинально перевернулась. Так как я должен был, грубо говоря, служить в налоговой службе, быть экономистом, а жизнь так сложилось, что в последний год института я связал свою жизнь с актерским мастерством.
А ВОТ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ МНОГИМИ ПРОЕКТАМИ: “ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА”, СТУДИЯ “ТЕРРИТОРИЯ ТАНЦА”, ИГРАЕТЕ В ТЕАТРЕ “КОМЕДИЯ”. МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ЕЩЁ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЗАНЯТЬСЯ?
Ух, их очень много! (смеется) Возможно это потому, что я еще молод, но во мне генерируется очень много разных идей. И они, слава Богу, воплощаются. Как, например, Центр Театрального Мастерства.
Я поправлю по поводу Территории Танца. На самом деле, на данный момент жизни ЦТМ – это просто наиглобальнейший проект для меня. Потому что, во-первых, это все создается при поддержке министерства культуры. Это в 1000 раз выше, чем проект Территория Танца, который присутствовал в моей жизни на протяжении 8 лет. Сейчас я это все анализирую, вспоминаю весь свой путь и понимаю, что если бы не было Территории Танца, не было бы и ЦТМ. Соответственно, это было начало, это был фундамент, на котором мы как раз и начали развиваться в направлении ЦТМ. Сейчас проект Территория Танца заморожен: он не функционирует, потому что я понял, что лучше заниматься одним проектом, но серьезно.
Поэтому я уже год как оставил преподавание танцев. Это не значит, что я вовсе оставил танцы, нет, это все по-прежнему мне очень близко. И, как только я восстановлю здесь все, у нас появятся танцы. Территория Танца вернется именно на этой базе. Но у меня очень глобальные планы именно по Центру Театрального Мастерства, так как у нас планируются сейчас фестивали, гастроли.
Я пытаюсь договориться с какими-то медийными лицами, чтобы привозить их сюда, чтобы и мы тоже ездили в другие города. То есть это совершенно другой уровень искусства. И я мечтаю, чтобы этот центр был фестивальным, чтобы мы очень много выступали на фестивалях.
ТО ЕСТЬ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ВЫСТУПАТЬ НЕ ТОЛЬКО В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ?
Пока это в планах, но да. Ну то есть мы уже сейчас ведем переговоры, чтобы куда-то съездить. Пока это все не точно, но есть разговор о небольших гастролях. По поводу моих личных планов, они, на самом деле, тоже очень грандиозные. Но я не буду их озвучивать.
ЦТМ важен не только для меня, но и для актеров, для нижегородского театра, так как площадок нет, и мы этим местом предоставляем возможность играть таким театрам, как Камер-юнкер, Zоопарк, который уехал из Нижнего в Москву за неимением площадки. Сейчас появилась площадка, поэтому они вернулись. Мы даем зрителям шанс ходить на потрясающие спектакли талантливых коллективов.
Также я работаю как ведущий. Сейчас делаю интерактивные сказки. Это коммерческий проект: одна компания попросила меня сделать спектакль на 200 детей. Мы написали сценарий, сделали небольшое представление, сказку. То есть я сейчас пробую себя как постановщик. Не буду произносить слово “режиссер”, потому что это для меня невероятно глобальное слово. А все-таки пока уровень у меня начинающий.
Может быть, когда-нибудь я буду что-то ставить, но я не зарекаюсь. Также я не бросаю музыку. Мне безумно нравится петь и все, что связано с музыкой, мне нравится и живопись… В общем, я влюблен в искусство! (смеется) Поэтому у меня куча проектов! Я хочу в кино, хочу заниматься с детьми, помогать им. Может быть, когда-нибудь буду преподавать где-то помимо ЦТМ. В общем, планов – громадье!
ВЫ ПРЯМО ПРЕДУГАДЫВАЕТЕ МОИ ВОПРОСЫ! (смеются)
Вообще у нас в пространстве ЦТМ планируется множество мероприятий, это и концерты, и выставки, и кинопоказы, и театральные показы. Здесь будут различные вечера, и музыкальные, и поэтические, и встречи с актерами, с поэтами. И здесь также будут интерактивные сказки. Допустим, я планирую сделать тут некую выставку, и к этой выставке пятнадцатиминутный перфоманс. И он будет подключаться к выставке. В Москве часто делают нечто подобное.
Вы также учите людей театральному мастерству. Насколько я читала, к Вам приходят люди совершенно разных возрастов. Кому проще преподавать: взрослым или детям?
Совершенно по-разному. Сейчас я почти не занимаюсь с детьми. В прошлом году у меня была группа, но сейчас занимаюсь практически только со взрослыми.
Я могу сказать, что не всегда просто преподавать любителям. Потому что я отношусь к этому с профессиональной точки зрения: театр, если к нему не относиться с полной отдачей, превращается в самодеятельность. А отдаваться и пахать готовы не все, потому что для любителей это хобби, развлечение, попытка попробовать что-то новое.
Соответственно, многие порой относятся к этому как к не очень серьезному занятию, и мне приходится с этим мириться. Конечно не со всеми, не всегда, но бывает. Потому что, например, в театральном училище у учащихся есть цель получить диплом, поэтому с ними можно и кнутом, и пряником. А здесь очень часто приходится пряником, а это не всегда ложится на театральные задачи: то есть кнут порой очень нужен. Все-таки человеческая лень побеждает многое, это закон. (смеется)
НО МОЖЕТ БЫТЬ, ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ ТАКОЕ, ЧТО ПОДРОСТКИ, ДЕТИ, КОТОРЫМ 7-10 ЛЕТ, БОЛЕЕ ГИБКИЕ? ОНИ НЕ ТАКИЕ ЗАМКНУТЫЕ И ЗАЖАТЫЕ, КАК ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ?
Абсолютно верно. У детей потрясающая энергетика, они психофизически гибкие. Но у них нет осознанности: им очень сложно держать внимание, они своим сознанием не управляют, крутятся-вертятся. Объект внимания постоянно меняется. А взрослые, они более замкнутые, но у них есть осознанность, и, соответственно, если правильно пользоваться этой осознанностью, этими инструментами, то можно все исправить.
Можно стать более раскрепощенным, энергичным. То есть человек осознает происходящее, готов что-то менять в себе, видит инструменты для этого, полностью отдается и делает какие-то упражнения, тогда в ответ он получает некие навыки. А дети, наоборот, им через игру, через энергию, нужно приходить к осознанию. То есть это некий взаимообмен по возрастам. Поэтому, как мне кажется, интересно работать и там, и там. И одновременно сложно.
СЛЕДУЮЩИМ У МЕНЯ БЫЛ ВОПРОС О ПЛАНАХ ЦЕНТРА В 2017 ГОДУ, НО ВЫ МЕНЯ НЕСКОЛЬКО ОПЕРЕДИЛИ…
Ну у нас есть конкретный план на лето 2017-го года. Театральный лагерь, который уже проходил в 2016. Это некий фестиваль театрального мастерства, искусства, но сейчас, пока он еще не вырос до больших масштабов, мы называем это просто театральным лагерем. Пока что это делается узким кругом, но в этом году мы хотим сделать его несколько шире: около 50 челок поедут за город. 10 дней у них будут интенсивы, с 9 утра и до 9-10 вечера они будут постоянно что-то делать в сфере театра: заниматься театральным мастерством, йогой, речью.
Тут же будут показы, просмотры кино, спектаклей, лекции, обсуждения. То есть это будет такой театральный интенсив для студентов театральных ВУЗов, для молодых актеров и для любителей, но тех, которые занимаются дольше какого-то определенного времени. То есть в планах это выглядит так, посмотрим, что получится. В прошлом году этот лагерь был исключительно для любителей, но, как мне кажется, для актеров это тоже было бы очень полезно.
Я ЧИТАЛА, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ СДЕЛАТЬ ДВА ОТРЯДА: ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ И АКТЕРОВ
Может быть, это будет так. В конце января мы, скорее всего, будем объявлять конкретную информацию. Пока еще мы договариваемся, чтобы пригласить интересных лиц, педагогов, возможно, медийных. Но сейчас все еще на стадии переговоров. В том числе речь идет о спонсорстве, о грантах. Если нам удастся получить достаточное финансирование, то мы сможем пригласить и медийных лиц, и сделать бюджетные места для актеров. Но пока это все на стадии проекта.
СКАЖИТЕ, А ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСЕЩАЕМОСТИ НИЖЕГОРОДЦАМИ ТЕАТРОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ, СКАЖЕМ, 10 ЛЕТ?
Мне кажется, сейчас вообще идет эпоха Возрождения всего. До этого, лет десять, был некий застой, сейчас идет тенденция к улучшению. Но мне сложно оценивать, насколько чаще или реже люди посещают театр. Во-первых, в любом случае, кризис сильно сказывается. За людей нужно бороться, их нужно информировать, говорить им, что это важно, полезно. Раньше люди просто приходили, потому что была возможность, были деньги, можно было спокойнее к этому относиться.
Но по рассказам, например, моего мастера Сучкова Александра Борисовича, в 90-ые годы бывало, что в зрительном зале сидело 50 человек. При численности актеров на сцене 40 человек и при том, что в зале 650-700 мест. Была театральная катастрофа. И именно тогда, 24 года назад, появилась идея о маленьком театре, который играет у нас здесь, в ЦТМе. Потому что стало невозможно работать: спектакли были ужасные, люди не ходили, ничего не происходило, и было такое “мертвое” время. Так постепенно начали появляться маленькие театры.
Сейчас в Нижнем очень много камерных театров- это двигатель. Если бы не было Drama.Talk в Безухове, ЦТМ, если бы не было Zоопарка, Камер-юнкера, если бы не было Театрального цеха, каких-то таких площадок, все бы стояло. Потому что муниципальные театры, к сожалению, тоже вынуждены выживать: они вынуждены кормить зрителя и, соответственно, зачастую ставить попсу. Люди ходят туда уже не как в театр, в некий храм, а развлекаться.
Можно в боулинг сходить, а можно в театр. То есть уровень театральной культуры падает, падает зрительская культура. И живой пример: когда у нас здесь, в ЦТМ, шел спектакль, прямо во время действия зритель начал курить вейп. Для меня это показатель. Когда во время спектакля человек ведет себя подобным образом. Или, например, люди пытаются зайти с кофе… То есть культура колоссально падает.
Но, тем не менее, сейчас большой всплеск в искусстве, и людям становится интересно современное творчество. Это становится в какой-то степени модным, люди начинают интересоваться живописью, музыкой. Появляется большое количество новых художников. То есть раньше их либо не было, либо о них по каким-то причинам не говорили. В принципе есть тенденция к улучшению, как мне кажется. Я надеюсь, что это так. И если это так, то меня это тоже радует. (смеется) Повторюсь, мне сложно давать какую-то конкретную оценку, потому что я в этом не очень компетентен.
СЕЙЧАС БЫТУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ТЕАТР ИЗЖИВАЕТ СЕБЯ: РАЗВИВАЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИ, РАЗВИВАЕТСЯ КИНО, 3D, ВОЗНИКАЮТ НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОГРУЖЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ В ДЕЙСТВИЕ, И СКОРО, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТЕАТР МОЖЕТ СТАТЬ НЕ НУЖЕН. ЧТО ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?
Мне кажется, что театр бессмертен. Так же, как и Шекспир, Чехов, то есть он будет существовать всегда. Он может меняться. Люди же тоже меняются, в том числе те, что делают театр. Важно шагать в ногу со временем. И поэтому театр тоже будет меняться. Но то живое, что в нем есть, будет оставаться.
В театре Комедия есть потрясающий спектакль «Куклы». Там как раз говорится об этом: один гений создал куклы, и куклы начали играть спектакли. Он думал, что они не устают, делают все в тысячу раз лучше, чище поют, чище играют, делают все четко. Но со временем куклы начали перетаскивать на себя человеческие пороки и творить ужасные вещи. В конце звучит потрясающий монолог, в котором говорится, что театр для актеров, для страстей, для слез. Он не для машин. Потому что когда я смотрю спектакли на экране, меня это совершенно не трогает.
Наверное, с помощью спецэффектов можно достичь реалистичности в фильмах или чего-то еще. Но для меня театр всегда будет жив. Многие говорят, что идти в театр незачем, лучше идти в кино, где деньги. Для меня такого однозначно нет. Я хочу заниматься театром, мне это интересно, мне кажется, это очень важно. Театр развивает личность человека, благодаря ему, даже на душе как-то теплее становится.
НО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВСЕ-ТАКИ СЫГРАТЬ КОГДА-НИБУДЬ В КИНО?
Не исключено. Да, очень хочу.
НО ПРИ ЭТОМ ТЕАТР ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВАШЕЙ ЖИЗНИ?
Да, думаю, да. Есть такие актеры, которые именно медийные, и никак не связаны с театром. Но честно скажу, что такие актеры сразу отличаются: они вроде живые, но в их игре как будто нет души. А есть актеры, которые играют в театре, при этом снимаются в кино, и это совершенно другое качество. Там есть глубина.
А ЧТО ВАС ВООБЩЕ ВДОХНОВЛЯЕТ? НА НОВЫЕ ПРОЕКТЫ, СПЕКТАКЛИ? ОТКУДА БЕРЕТЕ СИЛЫ НА ТВОРЧЕСТВО?
Вот это сложный вопрос. Потому что бывает, что силы иссякают. Не только я, да и я еще молод. Но вообще, что-то новое всегда вдохновляет. Я могу познакомиться с новыми людьми, и меня это вдохновит, могу увидеть какую-то картину, сходить на концерт… Мне кажется, самое главное, не только в искусстве, но и в жизни, идти вперед. Если ты останавливаешься, то ты теряешь вкус к жизни.
Если ты замыкаешься на театре, делаешь одно и то же, это тебе престает нравиться, рутина надоедает. Постоянно нужно делать что-то новое. Нужно себя образовывать. Нужно читать. Если ты делаешь один и тот же спектакль в 2000 году и в 2010, спустя десять лет, то он должен быть совершенно другим. Он не должен повторяться, потому что это замкнутый круг, а нужно идти вперед, идти и идти.
Например, недавно я сходил в танцевальную студию. Среди моих друзей много танцоров. И я посмотрел, как это все позитивно настраивает, потанцевал, потренировался, и меня это так вдохновило, у меня появилось столько энергии, что я пришел, сразу начал столько придумывать, возникло столько новых идей в голове. То есть, я могу съездить в Москву, пообщаться со знакомыми музыкантами, послушать, как они поют, и это очень сильно может подтолкнуть меня вперед.
К ВОПРОСУ О ВДОХНОВЕНИИ, КАКИЕ ВАШИ ЛЮБИМЫЕ АКТЕРЫ? КОТОРЫЕ ВДОХНОВЛЯЮТ, НА КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ РАВНЯТЬСЯ?
Почему-то интуитивно я очень часто смотрю на молодого Меньшикова. Я смотрю и восхищаюсь. Но на самом деле, много… В последнее время я смотрю на Бенедикта Камбербэтча. Опять же, все обновляется. Раньше мне очень нравился Леонардо Ди Каприо , его роли именно. А Бенедикт мне очень нравится в спектаклях, потрясающие Гамлет, Франкенштейн. Есть фильмы, которые уже приелись, которые являются продуктом, коммерцией, а есть реальное искусство, крутое. Поэтому я не могу однозначно сказать, что для меня есть некий эталон, все меняется.
В Нижнем Новгороде есть множество талантливых актеров, на которых хочется смотреть,. у которых хочется учиться. Например, был Сережа Бородинов, «был», потому что сейчас он уехал в Москву. Есть мой мастер – Сучков Александр Борисович. Есть те, с кем хочется работать: это с Левой Харламовым, с Александром Ряписовым, с Сергеем Блохиным. Сергей – потрясающий артист, в каких-то моментах мне действительно хотелось бы за ним наблюдать и учиться у него. Есть Олег Шапков из Zоопарка. И так далее.
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР. И В КАНУН НОВОГО ГОДА ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСЕ-ТАКИ УЗНАТЬ, ЧЕМ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ЗАНИМАТЬСЯ В ПРАЗДНИКИ?
Работать! Работать и работать! Серьезно. Потому что начинается новый год, у нас очень много планов, мы хотим сделать второй этаж, склады, помещение под студию. А деньги нужно зарабатывать, нужно искать спонсоров. Это бездонная история. Надеюсь, когда-нибудь мы обрастем и будем жить спокойно. Хотя, возможно это нас и двигает. Что мы все время ищем что-то, не стоим на месте.
Но, конечно, есть определенные дни, которые хочется провести именно с семьей, с родителями. Наверное, Новый год – один из таких. Но, к сожалению, не всегда получается отпраздновать его так, как хотелось бы.
БЕСЕДОВАЛА АННА ТЕНДИТНАЯ
Источник: http://www.ili-nnov.ru/evgenijj-pykhtin-mne-kazhetsya-sejjchas-voobshhe-idet-ehpokha-vozrozhdeniya-vsego/