Главная - ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ - Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира

Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира

Про спектакль «Много шума из ничего» Нижегородского ТЮЗа

Сегодняшний день на «Комедiя-ФЕСТе» вышел полностью «шекспировским»: утром — «Много шума из ничего» Нижегородского ТЮЗа, вечером — «Ночь любовных помешательств» (она же — «Сон в летнюю ночь») Краснодарского молодёжного театра. (Спойлер: скоро зрителей фестиваля снова ждёт Шекспир — «Ромео и Джульетта»).

«Много шума из ничего», Нижегородский ТЮЗ
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №2
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №3
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №4
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №7
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №9
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №10
«Много шума из ничего», Нижегородский ТЮЗ

Спектакль ТЮЗа популярен в городе — есть зрители, которые уже посмотрели его 5-6 раз. В постановке Алексея Логачёва свободно смешиваются стили и эпохи: барышни носят изящные платья, и при этом — современные кожаные портупеи, мужчины готовы драться на дуэли, но с поля битвы возвращаются под хит Savage Garden «Truly Madly Deeply». А под Billie Jean Майкла Джексона герои лихо танцуют на балах — и все это «без отрыва» от шекспировского текста. Пространство также решено условно — художница Мария Утробина придумала лёгкие, динамичные ажурные конструкции, которые легко превращаются в решётки сада, лестницы или даже стены полицейского участка.

Специально для этого спектакля был сделан новый перевод — над ним работали заведующий литературной частью театра, профессиональный переводчик Михаил Вирозуб, главный режиссёр ТЮЗа Алексей Логачёв и помощник режиссёра Александр Неганов. Комедийный текст нуждается в постоянном обновлении, приближении к сегодняшнему дню, ведь шутки устаревают очень быстро. То, что было уморительно смешно и не требовало пояснений для современников Шекспира, зрителю 21 века может быть совершенно непонятно, а оттого и неинтересно.

Тем более, что история в пьесе — запутанная, и без быстрых понятных объяснений в ней не разобраться. Юные Клавдио (Евгений Комшилов) и Геро (Анна Энская) полюбили друг друга и готовятся к свадьбе, а параллельно другая пара — Беатриче (Анна Сильчук) и Бенедикт (Иван Пилявский) соревнуются в остроумии и спорах, и, кажется, оба ненавидят друг друга. Но так ли уж сильна их неприязнь, или оба старательно маскируют ей другие чувства? Пружину интриги запускает коварный дон Хуан — обиженный на весь свет, и особенно на своего брата-принца и его друзей, он старается расстроить свадьбу, и шума в результате действительно случается немало — но и смеха не меньше.

Обсуждение спектакля с командой, зрителями и жюри

Обсуждение спетакля со зрителями
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №13
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №14
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №15
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №18
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №19
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №20
Обсуждение спетакля со зрителями

На обсуждении зрители признавались в любви к спектаклю — яркий, заводной, его действительно ценит нижегородская публика. Зрители искренне сопереживают героям: темпераментной Беатриче, которая не может и не хочет меняться в угоду окружающим, пылкому Клавдио — горячий нрав мгновенно «бросает» его от огромной любви к такой же огромной обиде, несчастной оклеветанной Геро. Даже дон Хуан вызывает если не симпатию, то своего рода жалость — не от хорошей жизни становишься «записным» злодеем. Театральный критик Вера Сердечная в ходе обсуждения отметила, что все герои спектакля проходят свою «личную драму», и при этом он остаётся комедией.

Про спектакль «Ночь любовных помешательств» Краснодарского молодёжного театра

«Ночь любовных помешательств» — это «Сон в летнюю ночь», каким его увидел режиссёр Даниил Безносов. Пьеса имеет особенное значение для театра «Комедiя» и нижегородских зрителей — легендарный «Сон… » Валерия Беляковича идёт в театре уже 23 года. Если разбудить постоянного зрителя «Комедiи» посреди ночи и попросить его прочитать что-нибудь из «Сна в летнюю ночь», можно не сомневаться — он справится с задачей и расскажет, как быстро Пэк облетает земной шар, чем Тезей добыл в бою Ипполиту, и кто помешал воссоединиться Пираму и Фисбе.

Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №23
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №24
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №25
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №26
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №30
«Ночь любовных помешательств» Краснодарского молодёжного театра

Поэтому внимание к краснодарскому спектаклю — особое, и тем значительнее его успех: смех, аплодисменты, живые реакции зала. Действие происходит в старом парке — почти вся листва облетела, и сцена густо застлана ей. Зритель оказывается в «опрокинутом» мире: деревья, фонари, статуи — всё уходит вверх, как будто смотришь в небо, лежа на спине. И вдали — полная луна, на фоне которой все герои превращаются в чёрные силуэты театра теней. Герои спектакля живут в фантастическом мире, где заметно дыхание 70-80-х советской (и не только) эпохи: Тезей (Виктор Плужников) носит шапку-пирожок как настоящий генсек, Гермия (Евгения Великодная) и Лизандр (Евгений Парафилов) убегают в соседний город как будто в турпоход, а эльфы и фавны больше всего похожи на запоздалых хиппи и манерных танцоров диско.

Робин-Пэк (Александр Киселев), которого часто играют самые подвижные и гибкие артисты труппы, здесь решён максимально необычно — высокий, крепкий, основательный, он вообще никуда не спешит, и одной своей неторопливостью вызывает хохот зала. Другой вечный источник юмора в этом материале — бедолаги-ремесленники, которые пытаются освоить актёрское мастерство. В ход пошло всё: сварочная маска, которая путем нехитрых манипуляций превратилась в маску льва, мастерок, которым по очереди закалывались несчастные влюбленные, а две строительные каски внезапно заменили Фисбе женские прелести.

Зрители охотно смеялись — спектакль щедро давал поводы. Две нелепые парочки так же нелепо и комично носились по лесу-парку, пытаясь обрести романтическую гармонию. Разбитной Осёл (Алексей Алексеев) с дичайшей развязностью и непосредственностью пользовался своим внезапным положением «лесного царя». И спектакль ремесленников, достигнув кульминации, тоже мог бы взорваться очередным гэгом, но вместо этого, внезапно и бесшовно, превратился в совсем серьёзную историю, где артист по-настоящему играет, по-настоящему страдает и гибнет.

Смех этого спектакля — про театральную радость, про стихию игры. Но ещё он и о том, что смех, как бы ни был прекрасен — не навсегда, потому что в парке осень, листья облетели и очень скоро придёт зима.

Обсуждение спектакля с командой, зрителями и жюри

Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №31
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №32
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №33
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №34
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №35
Дневник фестиваля. 3 июня, 2 комедии Шекспира, изображение №37

Тон спектакля — лёгкий, шуточный — передался и обсуждению, на котором много смеялись все: артисты, публика, жюри. Неожиданно нижегородский театр «Комедiя» стал «местом встречи» двух других городов: зрители из Уфы, которые приехали в Нижний на выходные, посмотрели спектакль из Краснодара и впервые приняли участие в театральном обсуждении. Артисты делились впечатлениями от новой для себя площадки: на родной сцене зал гораздо меньше, а ещё с новой публикой никогда нельзя предсказать реакции.

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons