Дневник фестиваля, 20 июня. «Дон Кихот», ТЮЗ, Нижний Новгород
Про экскурсию
Восьмой день фестиваля снова начался с экскурсии. На этот раз вместе с Татьяной Нечаевой с городом знакомилась команда Лесосибирского театра «Поиск» и актрисы театра «Парафраз» из Глазова. И часть нижегородского тепла они точно увезут с собой, в Удмуртию и Сибирь.
Про спектакль «Дон Кихот» Нижегородского ТЮЗа
Вечером гостей фестиваля принимал Нижегородский ТЮЗ: конкурсную программу завершал спектакль Максима Меламедова «Дон Кихот», жанр которого обозначен как «комедия печального образа».
История, которую рассказывают режиссёр и актёры — не про средневековье, она про «сейчас» и про «всегда». Неисправимый романтик, начитавшийся книг, отправился в путь и готов причинять добро всем, кого встретит на пути: освободить от наказания воришку, разрубить кандалы на каторжниках, сломать мельницу. В спектакле нет явной оценки героя — разумеется, Дон Кихот благородный, обаятельный, по-детски наивный, но его поступки очевидно идут вразрез со здравым смыслом, а насильное счастье — пугает. И Санчо, чье имя стало нарицательным для верного друга, тоже оказывается не безупречен — трусливо сбегает в момент, когда Дон Кихота бьют толпой.
Но в этом и ценность истории: сюжеты про безупречных героев неинтересны, а вот неоднозначность делает их живыми, объемными, близкими. Дон Кихот и Санчо Панса в этом спектакле вообще далеки от шаблонных представлений: гораздо моложе, чем их принято представлять — они похожи на двух приятелей из современной пьесы Константина Стешика «Друг мой», которые ночью вышли из дома куда-то навстречу приключениям.
Спектакль очень красив визуально, при том, что сценография его достаточно лаконична: большая конструкция в центре пространства, похожая на полураскрытую книгу, становится то домом Дон Кихота, то каретой Альтисидоры, то мельницей. Но световая партитура и дым превращают сцену в фантастический, порой сюрреалистичный мир, где в 1605 году в доме герцога есть картина «Купание красного коня», Дон Кихот читает наизусть Велимира Хлебникова, а племянница (похожая на Уэнсдэй Аддамс) ножницами режет тома Горького.
Комедию печального образа можно прочитывать по-разному, открывая в ней что-то своё. Ироничный юмористический план, во многом связанный с Санчо и его попытками быть губернатором острова. Тему взросления: Дон Кихот проходит все те стадии роста, которые свойственны молодым людям: уходит из дома и заявляет о своей самостоятельности, впервые влюбляется, оказывается в таверне в плохой компании, становится жертвой жестокого розыгрыша и буллинга в доме герцога. Тему мечты, от которой не всегда стоит отказываться, но и слепое следование идее до добра не доводит.
Про обсуждение спектакля «Дон Кихот»
Традиционное обсуждение после спектакля в этот раз было долгим и содержательным. Много говорили зрители, причём высказывались не только представители старшего поколения, но и целевая аудитория спектакля — подростки.
Жюри обсуждало многоуровневость, сложное устройство и глубину спектакля. Говоря об актёрских работах, отметили как ансамблевые сцены, так и отдельных артистов — прежде всего, Дмитрия Соколова в роли Дон Кихота, Ивана Пилявского — Санчо Пансу, и Юлию Соколову — Дульсинею.
А сегодня фестиваль завершится показом от гостя фестиваля — спектаклем «Игра любви и случая» театра «Приют Комедианта» из Санкт-Петербурга. И состоится подведение итогов — следите за новостями в группе!