Ботфорты для городничего (Отдых в нижнем)
30 октября в театре «Комедiя» бенефисный спектакль, посвященный своему 60-летию, сыграет Василий Попенков — заслуженный артист России, в эти годы завидно молодой и завидно же красивый. Женщины, глядя на него, мгновенно тают и автоматически начинают кокетничать. он и сам, скажу вам по секрету, вполне себе нравится. Особенно в ботфортах…
— На репетиции я надел ботфорты, — рассказывает Попенков. – Они доходили мне ровно до колен. Вышел на сцену. Режиссер увидел – и схватился за голову: «Это что?!» — «Как что? — ответил ему художник, — Ботфорты, какие носили в начале позапрошлого века. Исторически достоверные…» — «Но они же ноги укорачивают! — закричал режис¬сер. В два раза нарастите!» — «Но таких не носили! — возразил художник. — Это исторически недостоверно!» — «Плевать на достоверность! Ноги у Городничего должны быть высокие, стройные и красивые!.. И сам он тоже должен быть весь такой высокий, стройный и красивый». В общем, ботфорты пришлось перешивать. И лосины тоже. Но результат оказался таким, что зрители буквально ахают…
«Городничий? — переспросите вы, предчувствуя, что среагировали на имя правильно, и спектакль, где играет Попенков, — тот самый «Ревизор». Именно, отвечу я. Все правда. И красавец-герой Городничий. И ботфорты. И то, что все это вместе — комедия «Ревизор» в постановке Валерия Беляковича, главного режиссера Московского театра на Юго-Западе и Нижегородского театра «Комедiя», так сказать, «в одном флаконе». Между тем, в «Комедiи» «Ревизор» оказался совершенно случайно.
— Мы с Беляковичем, — признался директор театра Дмитрий Коновалов, — сперва договаривались о постановке «Укрощения строптивой» Шекспира. Но он вдруг предложил: «А давайте поставим «Ревизора»! Я: «А зачем нам «Ревизор»? Во-первых, он уже идет в ТЮЗе. Во-вторых, пьеса уж слишком хрестоматийная, поэтому кассовый неуспех практически гарантирован. В-третьих, неизбежно начнутся культпоходы школьников — настоящий бич для артистов… А он настаивает: «У вас актеры отлично подходят для «Ревизора». Городничий есть, Хлестаков…» В общем, убедил. Хотя я, конечно, до самой премьеры сомневался. «Ревизор» — это не «Сон в летнюю ночь», который у нас некоторые зрители уже по восьмому разу смотрят. Никаких усилий по рекламе мы не предпринимаем, зал заполняется сам по себе. А «Ревизор», конечно, другая комедия… Но, если судить по спектаклям, которые мы уже показали, — публика идет…
Когда Городничий появляется на сцене — стройно-поджарый, подтянутый, одетый с иголочки, обворожительно умный и поразительно красивый — у зрителей в зале случается культурный шок. Дальше – больше. Как-то незаметно вдруг выясняется, что Городничий-то не только не дурак, а тонкий и умный игрок, который, впрочем, эту партию проигрывает. И в конце этой замусоленной до дыр комедии Городничего становится жалко! В итоге версия «Ревизора» от нижегородской «Комедiи» возымела совершенно неожиданный, «телесериальный» эффект. Люди перечитывают великую пьесу Гоголя — так же, как после просмотра сериала «Идиот» они хватались за Достоевского, а после телеверсии «Мастера и Маргариты» сметали с полок книжных магазинов Булгакова.
В общем, от бенефиса Василия Попенкова есть, чего ждать.
Вера РОМАНОВА