Алена Щеблева: «В театре важен диалог»
Театр-студия заслуженного артиста РФ Андрея Ярлыкова 14 февраля в Центре театрального мастерства (улица Варварская, 32) в 19:00 представит премьерный спектакль «Сильвия» (16+) по пьесе бродвейского драматурга Альберта Генри младшего. Впоследствии ее можно будет увидеть и в Доме актера. Вновь, как и в постановке «Валентинов день», в главных ролях – актриса театра «Комедiя» Алена Щеблева и воспитанники Настоящего студенческого театра ННГАСУ Екатерина Шевшун и Юрий Гуляев. «Патриоты Нижнего» пообщались с исполнительницей самого необычного персонажа истории Аленой Щеблевой, которая, кстати, 11 февраля отметит день рождения, о том, как проходит работа над спектаклем и… зачем в зоомагазине она примеряла ошейник.
История об одиночестве и любви
– Алена, как вы отнеслись к предложению режиссера Андрея Ярлыкова поставить пьесу «Сильвия» Альберта Генри младшего? О чем эта история?
– Насколько я знаю, идея поставить «Сильвию» у Андрея Алексеевича жила уже давно. Задумку удалось осуществить благодаря гранту, который мы получили по итогам российского фестиваля-лаборатории «Школа современного театра» в нижегородском Доме актера. История затрагивает очень актуальную тему: одиночество на этой огромной планете. К сожалению, современный мир подвержен тому, что все мы обязаны очень много работать, чтобы иметь хотя бы средний достаток. Люди перестали друг с другом разговаривать. Зачастую мы упускаем важные моменты и сублимируем, занимаясь рыболовством, садоводством, заводя домашних животных. Хороший способ уйти от реальности, отстраниться от нее – это погрузиться в мир другого существа, который точно не отвергнет: кролика, кота, собаки. Мы с супругом (Иваном Гапоновым, актером театра «Комедiя». – Прим. ред.), кстати, тоже завели кота. В то же время история Сильвии, Грега и Кэйт – о любви к животным и милосердии. В последнее время мы все чаще слышим об ужасных трагедиях, связанных с жестоким отношением к братьям нашим меньшим.
– Раз уж рассказали про кота, чья это была идея?
– Моя. Мы приехали в Нижний Новгород из Перми, у нас не было здесь ни близких друзей, ни родителей. Я стала мужа просить завести собаку или кота. Просила очень долго. Однажды после спектакля он сказал, что нам нужно срочно ехать на кастинг. Приезжаем, нас встречает женщина: «Вы за котиком?» Я была счастлива. Нашего вислоухого красавца зовут Аливик. Хотя полгода мы думали, что он – девочка, и называли его Аливией. Аливия расшифровывается как «Алена, Иван и я». После того как он появился в нашем доме, мы с Ваней стали следить за движениями против жестокого обращения с животными, участвовать в различных митингах, подкармливать котов и всячески призывать окружающих помогать четвероногим. У них в отличие от людей нет возможности сделать выбор, совершить действие, найти средства… Это святые существа.
– Алена, как вы отреагировали на то, что вам досталась роль Сильвии?
– Когда Андрей Алексеевич сказал, что я буду Сильвией, я стала думать, что мне с этим делать. Передо мной возникла задача – сыграть животное, собаку, причем сделать это не на уровне художественной самодеятельности, но в то же время непосредственно и не оценивая себя.
Репетиция спектакля «Валентинов день»: Алена Щеблева, Юрий Гуляев, Екатерина Шевшун. Фото Ирины Неженцевой
– Как проходит работа над образом? С какой собакой вы себя отождествляете?
– Мне сказали, что моим прототипом будет лабрадор Ума. У меня, кстати, была собака этой породы, когда я работала в Москве. Я стараюсь максимально погрузиться в персонажа: много читаю про лабрадоров, смотрю ролики, наблюдаю за своим котом, так как повадки у них немного схожи. Несколько дней назад я зашла в зоомагазин за ошейником – атрибутом костюма – и стала примерять разные варианты, подушивая себя немного. Подошла женщина-консультант и спрашивает: «Прошу прощения, вам для какой собаки?» Я ответила, что мне для себя. Она: «А для каких, извините, игрищ?» Было очень смешно. Тут уж я рассказала про спектакль и пригласила ее на премьеру.
– Какой характер у Сильвии? Она дерзкая девчонка или мягкая?
– Разная. В персонаже много всего собрано. Сильвия смелая, но при этом очень ранимая, хрупкая, любвеобильная, непосредственная. Она одновременно и ребенок, и сексуальная женщина. Она преображается, когда в ее жизни появляется настоящий мужчина. Юмора и душещипательных моментов в спектакле будет достаточно.
«Люблю эксперименты»
– Алена, вновь ядро спектакля составляет ваше трио с Екатериной Шевшун и Юрием Гуляевым. В постановке «Валентинов день» вы сыграли любовный треугольник. Можно сказать, что вы сработались?
– Мы стали не просто партнерами, а, я надеюсь, еще и хорошими друзьями. Один критик по итогам фестиваля-лаборатории в Доме актера отметил, что мы очень откровенны друг с другом. Так и есть.
В «Сильвии» задействовано гораздо больше людей, у нас царит отличная атмосфера, но нужно время, чтобы всем сработаться.
– Андрей Алексеевич позволяет вам, артистам, сочинять свою роль?
– Говорят, что режиссер – художник, актер – краски. Он придумывает, что должно быть на холсте, а мы помогаем ему достичь цели. Андрей Алексеевич – это человек, который дает свободу и принимает нам такими, какими мы являемся. Когда актера зажимают в рамки, которых он не понимает, не чувствует – появляется пустота, от которой фантазия не рождается. Наша работа есть диалог. Он должен быть между режиссером и актером, актером и зрителем, режиссером посредством актера со зрителем. Если этого обмена не происходит, тогда зачем это все? Должно быть сотворчество, которое, кстати, есть в Центре театрального мастерства. Спасибо этому пространству за то, что там можно мыслить и экспериментировать, что там имеют возможность показывать свои постановки частные театры, за то, что они организуют события для актеров, голодных до профессии. Я участвовала в режиссерской лаборатории современной драматургии под руководством художественного руководителя Центра имени Вс. Мейерхольда, профессора Школы-студии МХАТ Виктора Рыжакова, и это было круто.
– Как вы относитесь к экспериментам на сцене? Что для вас есть актерский эксперимент?
– У меня нет границ, я готова на все, если это грамотно, красиво, оправданно. Я за любой эксперимент. Я стараюсь работать над каждой своей ролью максимально, пытаюсь докопаться до глубины, но вода все не заканчивается и не заканчивается, и где это ядро огненное – непонятно. Говорят, это хорошо, но от этого устаешь – хочется все-таки иметь опору. Иногда мне хочется сказать: какие-то вещи я точно могу. Но нет, каждый раз учишься разговаривать, смотреть, думать иначе.
– Алена, вы приехали в Нижний Новгород из Перми. До этого успели поработать в Магнитогорске (спектакль «Гроза» Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина, где Алена исполняла роль Варвары, стал лауреатом премии «Золотая маска» в 2008 году. – Прим. ред.) и Москве. Ощущаете занятость, востребованность в Нижнем Новгороде?
– Нам с мужем грех жаловаться. Когда мы приехали, в «Комедiи» на нас обратила внимание Надежда Ковалева – режиссер, который всегда к чему-то стремится, экспериментирует. Ване посчастливилось поработать с Кириллом Витько – это был крайне интересный человек, который рано ушел из жизни. На моем пути встретился Андрей Алексеевич. Мне повезло поработать с Валерием Романовичем Беляковичем, который очень быстро ставил спектакли, но оставлял пищу для раздумий. Режиссером крайнего премьерного спектакля, где мы с супругом оба заняты, стал наш коллега Дмитрий Крюков. Я люблю «Комедiю» и благодарна за то, что у нас есть возможность видеть что-то еще и работать где-то еще. Так мы растем, развиваемся в профессии и привносим новое в театр, в котором служим.
Анастасия ЖУКОВА
Фото Андрея АБРАМОВА
Источник: http://nn-patriot.ru/?id=28130