Комедия по-итальянски
Премьерой спектакля «Филумена Мартурано» (16+) нижегородский театр «Комедiя» на прошлой неделе открыл новый театральный сезон. О том, как удалось соединить итальянское с нижегородским, наш рассказ.
Пьесу (1946) драматурга Эдуардо Де Филиппо более чем за 70 лет не раз ставили на сцене, а кому-то, возможно, памятен фильм «Брак по-итальянски» (1964) режиссера Витторио Де Сика с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Но в нашем случае главную роль роковой донны Филумены сыграла заслуженная артистка России Марина Вязьмина. Премьера стала ее творческим бенефисом, а поводом стал юбилей актрисы.
Такая женщина укротит любого строптивого
Комедию по-неаполитански поставила московский режиссер-постановщик Ирина Пахомова. Спектакль в ее интерпретации стал высказыванием на важные темы ценности семьи в жизни любого человека и к тому же ироничным памфлетом феминизма. Сделан он с преклонением перед Женщиной, которую ничто и никто не смог сломить. Правда, за прошедшие десятилетия острота тем равноправия мужчин и женщин сменилась привычкой, поэтому очевидная мораль произведения прозвучала скорее декларативно, грея душу и лаская слух прежде всего зрительницам. А их, как известно, в театре всегда большинство. Но премьера, на наш взгляд, будет не менее интересна широкому кругу нижегородцев. Костюмы и антураж, созданные художником-постановщиком Ириной Новичковой с восхищением былой эпохой, напоминают нам о стильных 1950-х, где даже феминистки оставались сексуальными, а наряды той поры до сих пор вызывают восторг. Впрочем, это не буквальное копирование и реконструкция, а авторский взгляд на элегантное время, с элементами современности. Три цвета: черный – траурный, красный – страстный и белый – свадебный символично иллюстрируют происходящие по сюжету перипетии.
В войне за независимость на стороне Доменико – любовница и адвокат
«Филумену Мартурано» театры нередко берут в свой репертуар как спектакль «на большую актрису», где есть не только анекдотичная история, но и остроумные высказывания, отлично прописанные монологи, яркие образы и главное – есть что играть женщине с опытом, темпераментом и комедийным талантом. Марина Вязьмина, несомненно, всем этим обладает, и именно эта острохарактерная роль дала ей возможность продемонстрировать свой статус, отличную форму и умение быть смешной, оставаясь серьезной. Ее элегантная Филумена, притворившись умирающей, решила сразу несколько задач стратегического плана «домашнего полководца»: выйти замуж, отомстить изменившему любовнику, дать фамилию отца сыновьям, обеспечить финансово их будущее. Но все пошло не совсем так, как было задумано…
На «мужской стороне ринга» – богатого мачо Доменико Сориано, временами напоминающего эмоционально несдержанного Отелло, крушащего все на своем пути, – играет актер Дмитрий Ерин. Вопреки стереотипному восприятию произведения, где имя героини выведено в название, главным персонажем спектакля становится не она, а он. Ведь именно в сознании этого героя происходят трансформации, и от былого патриархального уклада в его доме в итоге не остается ничего. В послевоенное время разница в социальном и гендерном статусе изменилась – через юмор эта пьеса отражала актуальные проблемы, говорила о современной Италии. Полностью доверить ведение дома и бизнеса женщине, а потом простить ей обман и воровство, усыновить ее детей и в итоге предложить узаконить их 25-летние отношения официальным браком – для властного аристократа и светского ловеласа это сродни подвигу. Впрочем, эволюция его личности потребовала года жизни в разлуке с семьей.
Дети есть дети, но кто же из троих – его сын?
Для всех участников этой истории, словно в телесериале, в нашей постановке нашлась подходящая пара. Дружный квартет свиты Филумены создали Мария Оболенская, Светлана Тюльпанова и Евгения Кондратьева, а дополнила их команду Екатерина Соколова, по роли – жена одного из сыновей Филумены. Все вместе они не столько противостоят, сколько кокетничают с противоположным полом – преданным слугой Альфредо, трогательно сыгранным Николаем Пономаревым, и тремя сыновьями: торговцем Риккардо, водопроводчиком Микеле и писателем Умберто – их воплотили молодые и энергичные Руслан Строголев, Андрей Голошапов, Владислав Тарнов. Драматический конфликт – в нем мужская маскулинность противостоит женскому обаянию и прагматичности, как кажется, должен иметь интригу, – оказался предрешен с самого начала, а его победительница – очевидна. И даже для соперницы Филумены – обольстительной Дианы в эффектном исполнении Юлии Палагиной – подобрался подходящий партнер – адвокат, потерявший голову при первой же встрече с ней. Давид Людовик здесь играет сразу две роли: и дотошного юриста, и благостного священника.
Спектакль захватывает внимание зрителей с первых же сцен. Хореограф Валерий Архипов наполнил постановку множеством танцевальных номеров, в которых задействованы все персонажи. И даже если действие вдруг начинает немного сбавлять динамичный темп, танго и знакомые любому россиянину итальянские эстрадные песенки тут же приходят на помощь. Ну а в финале зрителей ждет свадьба и танцы до упаду.
Ближайшие показы спектакля состоятся 2, 15 и 31 октября.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Татьяны Тощевиковой предоставлены театром «Комедiя»
Источник: http://nn-patriot.ru/?id=36781&query_id=34309