Поздравляем с юбилеем заслуженную артистку России Ольгу Павловну Удалову!
Слово Ольге Павловне:
— Всего я на сцене 47 лет. 2 года ездила за мужем по разным городам, играла в Челябинске и Борисоглебске, и уже оттуда приехала в Горький. Как сейчас помню тот день, 12 марта 1972 года, когда я стала актрисой театра комедии. Ведь и сейчас не очень просто устроиться в театр, а в 70-е это было настоящей проблемой. В тот день, 12 марта, это было воскресенье, я пришла посмотреть дневной спектакль «Проснись и пой». После спектакля директор театра, Л.М.Шароградский, пригласил меня в свой кабинет — моя старшая сестра Таня дружила с актрисой театра Светланой Коробицыной, я периодически ходила в театр на спектакли, и Леонид Михайлович знал меня, знал, что я актриса. Пригласил и спросил – «Оля, ты можешь вечером сыграть в этом спектакле? Заболела актриса, играющая роль Мари». Светлана Коробицына, стоявшая рядом со мной, закричала: «Сыграет, сыграет!» Я тоже сказала, что сыграю. Мы поехали к Светлане домой, намололи кофе, и, прихлебывая его, я до вечера учила роль. И сыграла! И в тот же день меня зачислили в театр.
Леонид Михайлович Шароградский, тогда директор театра, был необыкновенно мудрый и доброжелательный человек, который всегда очень по-доброму относился к актерам, советовал, решал проблемы и входил во все детали жизни. Помню, когда я собралась по семейным обстоятельствам уходить из театра – он посоветовал мне не торопиться, подумать, дал неделю на размышление. И я осталась в этом театре – как выяснилось, на всю жизнь.
Сейчас, с возрастом, не вспоминается ничего плохого – ведь здесь прошла моя молодость, все были молодые, замечательные, веселые. Мы в те годы играли все, что давали – и с большим удовольствием! Молодые были, жадные до ролей. Я очень любила, да и сейчас люблю вводы – они мобилизуют, и всегда интересно сделать роль по-своему. Помню первые мои гастроли — в Оренбург и на Байконур. Казахские степи, ветер горячий. Там мы видели, как запускали ракету в космос. Весь город не спал, все ждали, а под утро взлетела ракета, и над городом запылал красный крест.
Мне хотелось бы вспомнить многих из тех, кто играл со мной в прошлые годы, а сейчас они либо уехали, либо их уже нет среди живых…
Многое вспоминается из сыгранного, и чаще всего – какие-нибудь внештатные ситуации, когда моя память выручала — не только меня, но и других. Был у нас режиссер Артур Леонович Степаньянц. Однажды он поставил спектакль «Игра любви и случая» Мариво. Оформлял спектакль Владимир Копыловский – потрясающий художник по декорациям. А костюмы делала его жена, Елизавета Карич. Спектакль был красоты необыкновенной! Уже на этапе прогонов перед сдачей спектакля у нас сломался занавес. Утром был прогон «Игры любви», а вечером другой спектакль, но мы задержались и мы не успевали сделать перестановку: декорации были трехъярусные, ажурные арочные конструкции. И Шароградский принял решение играть премьерный спектакль – до премьеры! Как его принимали! Аплодисментами встречали даже просто декорации.
И много таких случаев можно вспомнить – когда партнеры забывали свою роль, и приходилось играть «за себя и за того парня» — у меня в молодости отличная память была, я часто другие роли запоминала лучше, чем свою…
* * *
Предлагаем сегодня вспомнить те роли, которые Ольга Павловна сыграла в нашем театре:
Мари – Миклош Дьярфаш «Проснись и пой!» (1972, режиссер В.Л.Витальев)
Симочка — «Старая дева», И.Шток (1972, режиссер Л.М.Шароградский)
Беатриче — «Немой рыцарь», Е.Хелтай (1972, режиссер Л.М.Шароградский)
Изабелла Дрозд — «Амнистия», Н.Матуковский (1972, режиссер А.Л.Степаньянц)
Аки Агу — «Серая шляпа», Арди Лийвес (1972, режиссер В.М.Крипец)
Дон Жуан — «Тогда в Севилье», С.Алешин (1973, режиссер В.Л.Витальев)
Настя — «Жили три холостяка», В.Дыховичный («Свадебное путешествие») (1973, режиссер А.Х.Потапов)
Милочка 3 — «Моё загляденье», А.Арбузов (1973, режиссер А.Л.Степаньянц)
Цица — «Ограбление в полночь», М.Митрович (1973, режиссер В.Л.Витальев)
Муренка — «Серебряное копытце», Е.Пермяк по сказу П.Бажова (1973, режиссер И.С.Боков)
Нина – С.Алешин «Свидание в предместье» (1973, режиссер В.Л.Витальев)
Королева Английская, Блоха — «Русский секрет» Б.Рацер, В.Константинов по мотивам сказа Н.Лескова «Левша» (1975, режиссер В.Л.Витальев)
Глафира — «Пути-дороги», Г.Федоров (1975, режиссер Л.М.Шароградский)
Эмма — «Одиннадцатая заповедь», Ф. Ф. Шамберк (1975, режиссер В.Л.Витальев)
Варя — «Ну и денек!!!», Л.Шароградский (Весенние страдания) (1975, режиссер И.С.Боков)
Сильвия — «Игра любви и случая», П.Мариво (1975, режиссер А.Л.Степаньянц)
Людмила — «Квадратура круга», В.Катаев (1975, режиссер Л.Н.Кутузова)
Мариана — «Тартюф или обманщик», Ж.-Б.Мольер (1976, режиссер Л.Н.Кутузова)
Кристина — «Найденыш», Р.Невярович (1976, режиссер Л.Н.Кутузова)
Фрузя — «Дамы и гусары», А.Фредро (1977, режиссер Л.М.Шароградский)
Лиса — «Веселый маскарад», С.Коган, В.Орлов (1977, режиссер А.Х.Потапов)
Курица — «Кошкин дом», С.Маршак (1977, режиссер В.Я.Осьминин)
Варя — «День расплаты» («Дикарка»), А.Н.Островский (1977, режиссер Л.Н.Кутузова)
Наташа — «Мой друг», Н.Погодин (1977, режиссер В.Я.Осьминин)
Катя, Верочка — «Ярмарка невест» (старинный русский водевиль) (В.Соллогуб «Беда от нежного сердца»; Н.Некрасов «Петербургский ростовщик»; П.Григорьев «Дочь русского актера») (1978, режиссер Л.Н.Кутузова)
Габи, Пьеретта, Лизетта — «Восемь любящих женщин», Р.Тома (1978, режиссер Л.Н.Кутузова)
Ванда — «Телевизионные помехи», Карой Сакони (1979, режиссер В.М.Крипец)
Девица — «Что тот солдат, что этот», Б.Брехт (1979, режиссер А.С.Крутов)
Донья Беатрис — «Дама-невидимка», П.Кальдерон (1979, режиссер В.Я.Осьминин)
Свистунов — «Ревизор», Н.В.Гоголь (1980, режиссер А.С.Крутов)
Лариса — «Игра воображения», Э.Брагинский (1980, режиссер В.М.Крипец)
Лариса — «Маэстро, туш!», Зарудный (1980, режиссер Ю.Т.Шилов)
Секретарша — «Четыре капли», В.Розов (1982, режиссер В.Бунин)
Надя — «Любовь и голуби», В.Гуркин (1983, режиссер С.Э.Лерман)
Рашель — «О, милый друг!», М.Розовский по роману Г. де Мопассана (1983, режиссер С.Э.Лерман)
Валерия — «Моя профессия – сеньор из общества», Д.Скарначчи, Р.Тарбузи (1983, режиссер С.Э.Лерман)
Клавдия — «Фальшивая монета», М.Горький (1984, режиссер С.Э.Лерман)
Марья — «Рядовые», А.Дударев (1984, режиссер С.Э.Лерман)
Графиня Вишня — «Чиполлино и его друзья», С.Прокофьева, И.Токмакова (1985, режиссер В.Веровчук)
Барбара — «Миссурийский вальс», Н.Ф.Погодин (1985, режиссер С.Э.Лерман)
Лебедева — «Авантюристка», Э.Брагинский (1985, режиссер С.Э.Лерман)
Прасковья Андреевна — «Эффект Редькина», А.Козловский (1986, режиссер С.Э.Лерман)
Одри — «Как вам это нравится», У.Шекспир (1987, режиссер С.Э.Лерман)
Елизавета — «По соседству мы живем», С.Лобозеров (1987, режиссер В.Я.Осьминин)
Полумарфа — «Девки», Н.Кочин (1987, режиссер С.Э.Лерман)
Марлен — «Семейный уикенд» («Капризы воскресной любви»), Жан Пуарэ (1988, режиссер В.Я.Осьминин)
Софья Львовна — «Когда спящий проснется», О.Ернев (1989, режиссер В.Я.Осьминин)
Надежда — «Подруга жизни», Л.Корсунский (1989, режиссер С.Э.Лерман)
Клава — «Группа», А.Галин (1990, режиссер В.М.Крипец)
Бабариха — «Сказка о царе Салтане», А.Пушкин (1990, режиссер В.Г.Дубровский)
Катарина — «Без меня меня женили» Франц Ксавер Крец (1991, режиссер С.Э.Лерман)
Толстая барыня — «Сеанс черной магии» по комедии графа Л.Н.Толстого «Плоды просвещения» (1992, режиссер С.Э.Лерман)
Леди Джедбер — «Веер леди Уиндермир», О.Уайльд (1993, режиссер С.Э.Лерман)
Притыкина — «Варвары», М.Горький (1993, режиссер С.Э.Лерман)
Катерина — «Семейный портрет с посторонним», С.Лобозеров (1993, реж. В.Коломак)
Софья Ивановна — «Рождественское танго», Н.Птушкина (1993, режиссер И.Головин)
Белотелова — «Амурные похождения Бальзаминовых», А.Н.Островский (1994, режиссер С.Э.Лерман)
Аннушка — «Нехорошая квартира», М.Булгаков (1995, режиссер С.Э.Лерман)
Алла Сергеевна — Б.Рацер, В.Константинов «Гусар из КГБ» (1995, режиссер Ю.Д.Фильшин)
Жена табунщика — «Золотой осел», Апулей (1996, режиссер С.Э.Лерман)
Петрунина — «Чужие смешные печали», В.Ляпин (1998, режиссер В.Богомазов)
Квашня — «На дне», М.Горький (2001, режиссер В.Белякович)
Баба Паша — «Бесприданник», Л.Разумовская (2002, режиссер С.Э.Лерман)
Раиса Филипповна — «Самоубийца», Н.Эрдман (2002, режиссер В.Белякович)
Мурзавецкая — «Волки и овцы», А.Н.Островский (2002, режиссер С.Э.Лерман)
Бабушка Тани — В.Катаев «Дорога цветов» (2003, режиссер С.Э.Лерман)
Овсянка — «Много шума из ничего», У.Шекспир (2004, режиссер С.Э.Лерман)
Прися – «Хапунъ», В.Ольшанский (2005, режиссеры С.Э.Лурман и А.А.Ярлыков)
Жена Земляники — «Ревизор», Н.Гоголь (2006, режиссер В.Белякович)
Оля — Ф.Буляков «Выходили бабки замуж» (2006, режиссер А.Ярлыков)
Кормилица Нерина — «Школа влюбленных» по пьесе Мольера «Плутни Скапена» (2007, режиссер С.Э.Лерман)
Госпожа Стефанович — «Госпожа Министерша», Б.Нушич
Нехама Крик — «Король Одессы» по пьесе «Закат» и «Одесским рассказам» И.Бабеля (2009, режиссер А.А.Ярлыков)
Тадрахенко — «Скандал в приличном доме» по пьесе «Мораль пани Дульской» Г.Запольской (2010, режиссер В.Г.Дубровский)
Мисс Браун — «Чисто английская измена» по пьесе «Кровать, леди и джентльмены» Р.Куни (2010, режиссер А.Абашкин)
Улита — «Лес», А.Н.Островский (2013, режиссер А.Трифонова)
Женщина — «Я, Фейербах», Т.Дорст (2014, режиссер Д.С.Крюков)
Гаранина — «Прощальные гастроли», Ю.Эдлис (2015, режиссер О.Румянцева)
Роль в эпизоде «Лето Господне» — «Мы жили тогда на планете другой…» (2015, режиссер И.Ю.Промптова)
Ольга Павловна – не только актриса. Она – драматург, уже более 10 лет создающая для театра оригинальные новогодние сказки:
2004 — «Чудеса, да и только!»
2005 — «Дед Мороз и … Африка?»
2006 — «Праздник-проказник»
2007 — «Подарок Дедушке Морозу»
2008 — «Волшебный корабль»
2009 — «Сладкий Новый год»
2010 — «Новогодний переполох»
2011 – «Необыкновенное приключение Дедушки Мороза»
2012 – «Новогодний Карнавал»
2013 — «Чудеса за полчаса»
2014 – «Новогодняя ярмарка»
2015 – «Новогодний детектив»
2016 – «Тайна новогодней сказки»
2017 — «Приключения Жар-птицы»
Спасибо Вам, Ольга Павловна, за Ваш труд, за Ваш дар, за Ваш неугасимый оптимизм. Желаем Вам долгих творческих лет, здоровья, сил, энергии и вдохновения, которые позволят сыграть еще много ролей и сочинить еще много сказок!