Главная - Медиа - Пресса - О спектаклях - Виктор Шендерович: Рандеву на Грузинской

Виктор Шендерович: Рандеву на Грузинской

На премьерный показ 29 августа в театр «Комедiя» приезжал известный писатель Виктор Шендерович – автор пьесы «Потерпевший Гольдинер», по которой молодой нижегородский режиссер Павел Ушаков поставил спектакль «Рандеву на Брайтон-Бич» (16+) на малой сцене театра. Перед началом премьеры драматург рассказал об истории создания произведения и воспоминаниях, связанных с Нижним Новгородом.

– Нижегородские актеры помнят, как вы ставили сценическое движение, когда приезжали (в начале 90-х) в театр драмы, где главным режиссером на тот момент был Ефим Табачников.

– Талант у него был огромный, характер – бешеный. Ефим Давыдович регулярно меня посылал на все буквы, я туда ходил, но возвращался. Он вынимал душу – за это его и любили, и ненавидели. Он был абсолютно чистым, любящим театр человеком. Он мог кричать, но актеры почувствовали его масштаб очень быстро – так животные инстинктом понимают, что они столкнулись с каким-то другим «зверем». И те из них, кому было куда развиваться, за ним очень потянулись. Мы с ним потом очень подружились, и он рассказывал удивительные истории своей жизни… Он ведь был чуть ли не последним, кто
видел живым Михоэлса – провожал его на поезд в Минск, где Михоэлса потом убили.

 

На малой сцене вспомнили, как жили в СССР

– Вы дружили с Натальей Заякиной – актрисой драмтеатра, уехавшей в «Ленком», участницей конкурса капустников «Веселая коза», где были членом жюри.

– Здесь столько замечательных людей и связанных с ними воспоминаний… Но Наташа Заякина стоит особняком. Она была совершенно фантастической актрисой и очень талантливым писателем, абсолютно самобытным человеком. Ее «66-й сонет», показанный на «Веселой козе» двадцать лет назад, кажется мне вершиной актерского существования на стыке комического и трагического. Ее друзья выпустили книгу «Типа сказки» через год после ее ухода. Не знаю, к сожалению, как можно сейчас найти и купить ее – тираж был небольшой… Этим занималась Лилия Шайхитдинова, актриса, хорошо знакомая нижегородцам.

– Но вернемся к пьесе.

– С пьесой связана целая история. Геннадий Хазанов предложил мне сделать переделку комедии Джеффа Бэрона «Приходящий мистер Грин». Предполагалось, что играть будут он и его дочь Алиса. В той истории под колеса машины молодого американца (гея) попадал старый ортодоксальный еврей. Водителя приговорили к исправительным работам – ухаживать за потерпевшим. Конфликт состоял в ненависти абсолютно разных людей, вынужденных общаться друг с другом… Честно скажу, что ту пьесу я так и не дочитал, вовремя остановившись: я понял, что уже знаю моих героев в этой коллизии. Он – в прошлом советский запуганный партийный еврей, доживающий свои дни в Брайтоне. Она – жительница Нью-Йорка, в младенчестве увезенная в Америку. И они друг друга, разумеется, видеть не могут, как и герои американского оригинала…

Ностальгическая история об одиночестве и прощении

– Пьеса сейчас успешно идет во многих театрах.

– У нее счастливая судьба – она идет в разных театрах и странах. Гольдинера играл Альберт Филозов в театре «Школа современной пьесы», играет Владимир Абрамович Этуш. Играют в русском театре в Чикаго. В Русском театре в Одессе главную роль играет замечательный Олег Школьник – там герой вместо харьковского стал одесским евреем. Заинтересовались пьесой еще несколько замечательных актеров, из суеверия утаим фамилии… Кстати, о еврействе – и теме, и исполнителях. Мне кажется, настоящее искусство начинается там, где этническое уходит; лучшими Тевье Молочниками были Евгений Леонов и Богдан Ступка…

– Возможно, это только иллюзия, но мог ли быть в истории иной финал?

– Там есть лирическая тема, которая становится по-настоящему драматической, потому что в ней заключена невозможность продолжения отношений, и, мне кажется, в пьесе это ясно звучит. Но спектакль принадлежит уже не драматургу, а театру. Как говорила одна моя знакомая: «Родил – отойди», – и это, пожалуй, лучший педагогический принцип, который я когда-либо слышал. Автору не стоит вмешиваться в постановку. По моей пьесе ему 80, а ей 32 года (исполнитель Мария Кром). В нижегородской постановке возраст героев приблизили, и старика играет 55-летний актер (исполнитель Игорь Смеловский). Тем более интересно, что из этого получится.

Первая премьера стартовавшего театрального сезона – молодого режиссера Павла Ушакова

– Кому стоит или не стоит приходить на спектакль?

– Боюсь, поклонникам «Камеди клаба» не будет смешно. Но поскольку мы все либо «бывшие советские», либо их дети, то этот общий опыт как-то отсвечивает в нас, так что шансы есть. Эпиграф к пьесе: «Всем уехавшим и оставшимся…»

По-настоящему хороший текст – пьеса, роман – позволяет прожить еще одну жизнь. Я не писал специально «для советских людей». В этом смысле чем меньше внутренних ограничителей, тем лучше. «Гольдинер» – прежде всего история об уходе одного поколения и приходе другого, «младого, незнакомого», которое не понимаешь, например, как я уже не вполне понимаю двадцатилетних. Не в высоком смысле слова, а на уровне языка, ценностей, обычаев…

– Что для вас важно в пьесах?

– Меня интересуют эмоциональные вещи. Я не отношусь к театру как средству для политического высказывания: то, что я хочу сказать про администрацию, я говорю вполне ясно обычным языком. Я пишу истории, и, мне кажется, неплохие. Люди будут сопереживать, сочувствовать, смеяться и плакать. И для меня как театрального человека по природе своей и профессии это самое сладкое.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Источник: http://nn-patriot.ru/?id=31658&query_id=28290

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons