Главная - Театр

Театр

История

Сначала был «Снайпер». 23 апреля 1942 года в Горьком появился этот театр миниатюр и эстрады с говорящим названием, учрежденный при филармонии. Смех как оружие против врага, смех как опора народной стойкости стал главной репертуарной, постановочной и исполнительской идеей.

Коллектив Горьковского театра эстрады и миниатюр – будущая основа труппы театра комедии. 1944 год.
Однако и «Снайпер» возник не на пустом месте. Он сам — лишь очередной этап возрождения театров малых форм, которые, начиная с середины 1920-х годов, в том или ином виде существовали в Нижнем Новгороде — Горьком. ГОМЭЦ (ТЕМАФ) — эти странные аббревиатуры сегодня ничего нам не говорят, а в конце 1920-х это был весьма известный Театр малых форм при Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий. В 1930-е это был Горьковский мюзик-холл и театры миниатюр, существовавшие при Горьковской филармонии. Все эти театральные коллективы продолжали традицию многочисленных театров малых форм, которые
появились одновременно с кинематографом и были популярны по всей России в 20-е годы
XX века («Синяя блуза», Теревсат, ТЭМы).
С сентября 1942 года художественным руководителем театра стал актер
Горьковского театра драмы, заслуженный артист РСФСР Н. А. Левкоев, привнеся с собой
богатые традиции местной театральной школы.
«Снайпер» принимал зрителей в старых филармонических стенах, на улице Свердлова. Организацией занялись опытные администраторы: в первую очередь, директор филармонии К.Н. Нуждин. Репертуарную часть обеспечивали Владимир Масс и Михаил Полонский. Именно они, а также музыкальный руководитель В.А. Махлин сочиняли эстрадные миниатюры и сатирические куплеты. За музыку отвечал уже знаменитый Борис Мокроусов. Иногда частушки придумывали экспромтом, на ходу, и энергетика исполнения с лихвой компенсировала импровизационные шероховатости. Куплеты сменялись лирикой, гротескные и эксцентричные танцы – импровизациями на балалайке и гавайской гитаре.
Анатолий Никитич Любанский
Афиша спектакля «Безымянная звезда».
Приказ о преобразовании «Снайпера» в нижегородский театр комедии вышел в
декабре 1946 г., но театр родился с первым спектаклем, а потому имеет точное место и
дату своего рождения — г. Горький, 16 февраля 1947 года. В этот день состоялась
премьера спектакля «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука.

 

 

Основу труппы нового театра составили «снайперцы» и семейное трио Анатолия
Любанского, его жены Юлии Даминской и ее дочери Александры Добкевич. Анатолий
Никитич, прекрасный артист с довоенным эстрадным опытом, мастер розыгрышей,
сочинитель скетчей и пародий, и выстроил эстетику театра. В ней сплавились
интеллектуальность и пародийность, заостренность сатиры и яркость мюзик-холла. Во
многом новый театр ориентировался на Ленинградский театр комедии им. Н. П. Акимова
и Московский театр сатиры: по их «образу и подобию» был организован, по их
репертуару строил свой.

Десять долгих лет театр был передвижным, не имея своего постоянного места для выступлений. Спектакли показывали на всех площадках Горького, во всех Домах культуры, на заводских сценах, вывозили в область…

В 1950-е годы театр искал свой путь, свою манеру творческого выражения — от режиссера к режиссеру, от успеха к провалу. В эти годы театр «почувствовал на себе» руку многих постановщиков. К примерам плодотворного содружества стоит отнести работу с режиссерами Владимиром Александровичем Менчинским, Матвеем Абрамовичем Ошеровским, Виталием Александровичем Лебским, Сергеем Алексеевичем Крутовым. Каждый из них создал несколько удачных спектаклей; некоторые постановки стали «хитами» своего времени: поставленная В. А. Менчинским «Свадьба с приданым», которая выдержала более 200 представлений; «Хитроумная влюбленная», созданная В. А. Лебским и Л. М. Шароградским; «Хорошая песня» в режиссерском прочтении М. А. Ошеровского и, конечно, «Безымянная звезда» — необыкновенно эффектное появление режиссера С. А. Крутова на горьковском театральном небосклоне.
Спектакль «Хитроумная влюбленная» по пьесе Л. Де Вега. (1953, режиссеры — Л. М. Шароградский и В. А. Лебский). Фениса – Маргарита Морозова, Люсиндо – Леонид Шароградский.

В 1950 году в труппу из распавшегося городского театра им. В. П. Чкалова (бывшего Четвертого колхозного театра) пришел Леонид Михайлович Шароградский, личность уникальная, многообразно одаренная. Актер, драматург и режиссер, он во всех этих сферах оставил заметный след. В Горьковском театре комедии Леонид Михайлович прослужил почти три десятилетия, и в каждом из них наиболее ярко проявилась какая-то одна его ипостась.

Леонид Михайлович Шароградский
Здание театра комедии на ул.Маяковского (Рождественской), где театр работал с 1957 по 1999 год.
Так, в 50-е он был наиболее востребован как актер. Внешность у него была эффектная: кудрявый рослый красавец с удлиненным благородным лицом — все роли героев были, конечно, его. Зрители и особенно зрительницы носили его на руках! Его влияние на эстетику Комедии было велико. Леонид Михайлович был настоящим энтузиастом театра, умел вдохновляться и вдохновлять, писал неплохие стихи и капустники, поздравления каждому актеру и к каждой дате, и даже пьесы. Его водевиль «Весенние страдания» был поставлен в 25 городах России!
В 1957 году театр, наконец, получил «новую квартиру». Улица Маяковского, реконструированное здание Крестьянского банка. Здесь тесно, зал неудобной конфигурации, сцена маловата, но… На этой сцене получил боевое театральное крещение молодой Владимир Вихров. На этой сцене Вадим Шилов выпестовал характер своего жизнелюбивого, сметливого, озорного Василия Теркина. Спектакль этот был чрезвычайно популярен в 60-е годы — сложное время кризиса и поиска новых форм. Режиссеры сменяли друг друга, не давая труппе привыкнуть к «одной руке», труппа была нестабильной, зато очень подвижной и отзывчивой к любым интересным идеям. В 60-е на сцене театра блистали звезды антрепризы – Екатерина Райкина, Элина Быстрицкая,
Людмила Целиковская. Какие имена! В эти годы в театре ставили режиссеры А. М. Ханович, Г. Е. Ханин, М. А. Рылова, В. А. Иокар, Т. Н. Солошек, Б. Н. Докутович, К. К. Кякшто, Х. Б. Гима, Р. И. Кириллова, В.Н.Киц-Ковязин. Ставили и актеры театра — Л. М. Шароградский, О. Б. Эллинский, В. И. Сысоев. Два сезона (1967–1969 гг.) главным режиссером в театре был В.М.Крипец, который сумел вывести театр из кризиса и сбалансировать его.
А.Твардовский «Василий Теркин». Теркин – Вадим Шилов, Корреспондент – Александра Добкевич.
Виктор Львович Витальев

В 1970-е годы в театре наконец-то стали закладываться основы и традиции нового, единого «комедийного стиля». В 1971 году главным режиссером Театра комедии стал Виктор Львович Витальев. Несмотря на то, что он пришел в театр на излете жизни и карьеры режиссера и руководил им в ситуации тяжелой болезни, масштаб личности Витальева-режиссера и Витальева-человека сделал в театре то, чего не смогли сделать все предшествующие годы и режиссеры. Виктор Львович сумел сплотить коллектив, внедрить в него принципы сосуществования, основанные на человечности, великодушии, дисциплине, честности и художественной правде — основных эстетических и этических принципах К. С. Станиславского.

«Русский секрет», В. Константинов и Б. Рацер по мотивам «Левши» Н. Лескова (1975, режиссер — В. Л. Витальев). Сцена из спектакля.
Андрей Сергеевич Крутов
В 1978 году, после смерти В. Л. Витальева, главным режиссером в театр пришел Андрей Сергеевич Крутов — режиссер очень острой, во многом провокационной, экспериментальной манеры постановок, при том, что он продолжал традиции русской театральной школы, основанной на тонком психологизме, тяготении к классике. Среди его лучших постановок – спектакли «Ревизор» по Н.Гоголю и «Что тот солдат, что этот» по пьесе Б.Брехта.

Эпоха Лермана

В 1983 году началась новая эпоха — «эпоха одного имени». Это имя — Лерман.
Главный режиссер. Он был очередным режиссером в театра Драмы, и ему предложили возглавить и строить свой театр. Он согласился.
Семен Эммануилович пришел не один, а со своими учениками – выпускниками Горьковского театрального училища, которому он как педагог отдал более 20 лет. Андрей Ярлыков, Юрий Григорьев, Елена Дертева, Владимир Демидов, Ольга Бубнова, Ирина Былина, Александр Семенов стали костяком труппы. Ее Лерман создал заново, не нарушая преемственности в смене поколений, скомплектовал в едином эстетическом комедийном ключе. Поэтому для «Комедiи» сегодня свойственна и эстрадность ее бывших мастеров (А.Н. Любанский, М.И. Зорин, Ю.М. Даминская), и комедийная школа акимовско-вахтанговского направления (А.А. Добкевич, Л.М. Шароградский), и элементы русской, советской комедийности (Е.Ф. Волкова, В.В. Шилов), и талантливый задор молодежи.

Спектакли Лермана прозвучали праздничными аккордами, манящими своей новизной; не случайно соратники называют его «борцом со штампами». В «Амурных похождениях Бальзаминова» он вывел на сцену сразу трех главных героев. Задолго до экранизации поставил «Собачье сердце» с потрясающей актерской удачей Андрея Ярлыкова в роли Шарикова. Народными «хитами» стали «Девки» и «Любовь и голуби». Точно в нерв перестроечного времени попал «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». На эти спектакли ходили по несколько раз, их советовали знакомым, ими хвалились перед столичными приезжими. Эти спектакли коллектив под руководством Лермана создавал в самые трудные годы (конец 80-х, 90-х), связанные с ремонтом здания, пожаром и бытовыми неурядицами, когда театр был вынужден скитаться по площадкам города. Театр гастролировал в регионах, выезжал на село. В том, что коллектив достойно пережил этот период, – большая заслуга С.Э. Лермана и людей, его окружавших.

В. Гуркин «Любовь и голуби» (1983, режиссер — С. Э. Лерман). Надежда – Ольга Удалова, Вася – Игорь Боков, Лёнька – Андрей Егоров, Ольга – Елена Царева.

Новое здание – новый театр

Здание театра «Комедiя» на Грузинской, 23.
Здание театра «Комедiя» на Грузинской, 23.
Заслуженный работник культуры России, лауреат премии Нижнего Новгорода Дмитрий Иванович Коновалов.
Старое здание на Маяковской постепенно разрушалось. На премьере спектакля «Раскинулось море широко» с потолка хлынула вода, практически подыгрывая теме сценического действия. Как бы иллюстрируя страсти «Ревности по-испански», во время действия заполыхал пожар. Огонь тушили, не останавливая игры, – зрители ничего не заметили, но пожарные после спектакля театр закрыли. В 90-е годы труппа была вынуждена перейти на выездные спектакли, забыв о полноценных репетициях.
Двадцать лет стояло и разрушалось здание на ул.Грузинской, переданное театру комедии еще в 1978 году. В 1999 году звезды сошлись. Мэр Юрий Лебедев перевел здание и театр на баланс города, и оперативно поставленный «на хозяйство» Дмитрий Коновалов взялись за дело возрождения здания. Новый директор только что очень кстати закончил бизнес-курсы по антикризисному управлению: «Приехал я на эту стройку: на крыше растут березки, кризис есть, я на месте».

Здание, реконструированное по проекту лучших архитекторов города, поднялось за девять месяцев. Город ахнул: роскошные интерьеры, французские зрительские кресла, мрамор, на постаменте перед входом танцует муза Талия. Да, это был храм искусств! Какая дорога ведет к этому храму, знали все: первые полгода в театр только и ходили «на новое здание», посмотреть интерьеры. Но в жизни «Комедiи» — такое название утвердилось отныне – начинался новый судьбоносный этап. Продуманная заранее концепция нового городского культурного центра включала организацию фестивалей, гастроли лучших столичных театров и режиссерские новации, прививку новой эстетики.

Валерий Белякович

Отец-основатель московского «Театра на Юго-Западе» Валерий Белякович, с его взрывоопасным темпераментом, жесткими постановочными правилами и шумным заморским успехом, воистину ворвался в жизнь театра. «Я – ремесленник, но крутой, которого по ремеслу никто не может обогнать», — сообщил он журналистам, и все затаили дыхание. Репетировал в закрытом зале, с классикой не церемонился, драматургию переписывал, приоритеты обозначал афористично и четко: «Для меня жанр – вещь раздвижная. Мне не нужна сложная архитектура. У нас набухают до хрена кресел, чтоб были «бабки» — а сцена пятиметровая. Но в театре главное – артист». Зрители после премьеры изумлялись: «Мы думали, в театре и артистов-то нет. А они есть – и какие! И поют, и танцуют, и просто великолепны!» Белякович приехал 23 июля 2000 года, включил форсаж, и 15 августа уже состоялся тест-прогон спектакля, запрограммированного на успех. Валерий Романович вернулся к себе на Юго-Запад, а «Сон в летнюю ночь», один из самых любимых и посещаемых спектаклей театра, так и остается в репертуаре. Зрители голосуют ногами до сих пор: аудитория «Сна» пополняется, обновляется, и, как и прежде, один раз увидев, люди возвращаются к этому феерическому зрелищу.

У. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (2000, режиссер — В. Р. Белякович). Сцена из спектакля.
М. Горький «На дне» (2001, режиссер — В. Р. Белякович). Коллаж. На первом плане Васька Пепел – Михаил Булатов.
Постановки Юго-Западного мастера разделили репертуар на две части: до Беляковича и с ним. Своего московского детища он не оставлял: приезжал, в сжатом темпе делал спектакль, праздновал премьеру и отправлялся домой. Пресса ликовала и не скупилась на комплиментарные рецензии, зритель отвечал аншлагами, «Комедiя» стремительно выдвинулась в театральные лидеры. В общей сложности на нижегородской сцене за шестнадцать лет Валерий Белякович поставил десять спектаклей: «Сон в летнюю ночь» (2000), «На дне» (2001), «Tabernaria» (2002), «Самоубийца» (2002), «Дураки» (2003), «Даешь Шекспира» (2004), «Ромео и Джульетта» (2004), «Ревизор» (2006), «Куклы» (2008), «Укрощение строптивой» (2016). Премьерой «Укрощения» в «Комедiи».

Валерий Романович отпраздновал свой последний, 66-й день рождения…

В. Белякович по мотивам пьесы У. Шекспира «Укрощение строптивой». Катарина – Алёна Щеблева, Петруччо – Дмитрий Ерин, Грумио — Евгений Пыхтин.
Семен Эммануилович Лерман и в свои последние годы ставит актуальные, веселые, умные и поучительные спектакли: «Веронские любовники» Г. Горина (2000) и «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (2001), «Дорога цветов» (2003) и «Хапунъ» (2006), «Госпожа Министерша» (2008) и «Чехарда» (2009) – и получает высшую театральную награду, которую может получить театральный демиург в России: весной 2009 года ему присуждают «Золотую маску» в номинации «За честь и достоинство». А через полгода, 9 ноября 2009 года, С.Э.Лерман ушел от нас в Вечность…
Семен ЛЕРМАН: «…люди только говорят, что любят смотреть бесконечные «стрелялки», бандитские разборки – без всяких там сантиментов. На самом деле в любом «забойном»
спектакле или фильме задевает больше всего как раз лирика, человеческие отношения. Главным для меня в театре остается жизнь человеческого духа. Иногда все вроде бы складывается: и пьеса, и автор, и актерский состав… А чего-то не хватает. Чего?! Случается, догадаешься. Бывает, что не догадаешься никогда. Творчество – это тайна».
В июле 2021 года, после 12 лет работы в режиме «директорского театра», в театре появился новый главный режиссер — Иван Комаров. Он привнес в жизнь театра дух
современности и насытил театральный процесс лабораториями, лекториями, читками новых пьес, предложил новый взгляд на то, каким должен быть современный театр. За юбилейный сезон Иван Комаров поставил два спектакля – ностальгическое роуд-муви «Комета Г» и фантасмагорическую версию создания пушкинских сказок в Болдино «Несказки».

«Наши» режиссеры

Андрей Алексеевич Ярлыков.

Андрей Ярлыков – прежде всего замечательный актер, ученик Лермана, звезда театра. Настоящий талант всегда многогранен, и Андрей Алексеевич открыл в себе режиссерское дарование. Несколько лет (до 2010 года) он был режиссером театра, поставил очень разные, яркие и спорные, экспериментальные и классические, но всегда интересные спектакли. В 2009 г. Ярлыков закончил РАТИ (курс В.Р.Беляковича). Его творческий стиль соединяет в себе лучшее от обоих учителей: лермановские искрометность, верность традициям; нестандартность, музыкальность, динамизм, идущие от Беляковича; собственные черты — очень живую, реалистичную и современную атмосферу спектаклей. Андрей Ярлыков — постановщик целого ряда успешных спектаклей: «Детектор лжи» по пьесе В.Сигарева (2006), «Очень простая история» М.Ладо (2007), «Инь и Ян» Б.Акунина (2008), «Выходили бабки замуж» Ф.Булякова (2008).

Опыт В.Р.Беляковича и А.Ярлыкова показал, насколько плодотворен путь сосуществования режиссера и актера в одном лице. А в нынешней ситуации, когда понятие «свой режиссер» постепенно уходит из обихода театров, особенно в провинции, где репертуар формируют заезжие легионеры, рождение «своего» режиссера в актерской среде становится чудом!

Надежда КОВАЛЕВА — чудесная актриса, яркий бриллиант в труппе театра «Комедiя» — однажды решила попробовать себя в режиссерском амплуа. Получилось удачно: в 2010 году на малой сцене театра появился тонкий, лиричный, атмосферный спектакль «В темных аллеях» по рассказам И.Бунина. А осенью 2010 года в «Комедiи» Надежда поставила «Примадонны». Спектакль получился смешной, легкий и динамичный, премьера прошла с огромным успехом! Этот опыт вдохновил Надежду на следующие постановки: через год на большой сцене театра нижегородцам прописали «Лекарство от любви» по пьесе В.Красногорова; в 2012 появились «Бешеные деньги» (А.Н.Островский) — не в бюджете театра, так на сцене; в 2013 и 2014 годах репертуар малой сцены пополнился «Дульсинеей Тобосской» А.Володина и «Домом Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки. В 2015, к юбилею Победы, она поставила на большой сцене «Звездопад» по повести В.Астафьева, а в январе 2017 в экспериментальном пространстве арт-фойе появился «Фуршет после премьеры» — необыкновенно смешная и поучительная история из закулисной жизни актеров по пьесе В.Красногорова. Спектакли демонстрируют растущее режиссерское мастерство Надежды, вкус и тонкость в выборе материала, интересные ракурсы подачи, яркие сценические находки.

Дмитрий КРЮКОВ – еще один актер театра «Комедiя», который открыл в себе режиссерский талант. И сразу – с основательной профессиональной подготовкой: в 2009-2014 годах он учился на режиссерском курсе Валерия Беляковича (ГИТИС). В 2012 году на большой сцене нашего театра была поставлена его первая режиссерская работа — сказка по пьесе А.Чупина «Аладдин». В 2014 году Дмитрий поставил на малой сцене «Комедiи» спектакль о сложной актерской судьбе «Я, Фейербах» (по пьесе Т.Дорста). В 2016 году, выйдя на большую сцену, Дмитрий поставил «Роман длиною в жизнь» — трогательную и чувственную историю любви длиной в 25 лет по известной пьесе Б.Слэйда «На том же месте, в будущем году», а в 2017 — улетную комедию Марка Камолетти «Боинг-Боинг».

Ирина ЧЕРНЫШОВА – «Режиссер театрализованных представлений». Так официально звучит её профессия. На деле это человек — фонтан творческих идей, а временами настоящая волшебница!

Каждый год к зимним праздникам Ирина, как и положено фее, создает для детей удивительные сказочные миры: то это рыцарские средневековье («Зимняя легенда», 2009),
то Расчудесия по мотивам Л.Кэрролла («Алиса в Расчудесии», 2010), то Страна Фантазия («Хранитель сказок», 2013), то «Фабрика добрых слов» (2018).
В каждой интерактивной сказке ребят ожидают увлекательные путешествия – например, научно-интересная экспедиция в поисках «Атлантиды» (2014), фантастические
приключения в звездном Лабиринте («Лабиринт снов», 2015), поиск адресата удивительного письма в «Затерянном среди звезд» (2016) или важный и увлекательный разговор об экологии в удивительной красоты сказке «Чудо» (2019).
Кроме создания сказок, Ирина — режиссер крупных мероприятий: фестивалей, городских, областных, корпоративных праздников, проводимых с учетом мировых тенденций event-индустрии. Это означает, что под управлением режиссера работает большая творческая команда, готовая создавать праздники любого уровня сложности, и каждый винтик в этом механизме, от сценарной разработки до технического оснащения, находятся под её контролем.
И.Чернышова «Затерянный среди звезд». Сцена из спектакля.

В списке работ режиссера: Международный мультимедийный фестиваль «Живое слово», театральный фестиваль им Е. Евстигнеева, ежегодный конкурс «Мисс Нижний Новгород», церемонии открытия новых предприятий, городские тематические праздники на центральных площадях и улицах, например, театрализованные прологи ко Дню победы, Дню народного единства, фестиваль фейерверков и многое другое.

Малая сцена

В 2005 г. открылась малая экспериментальная сцена, где с успехом идут интерактивные сказки для детей, созданные и воплощенные И. Чернышовой. Они ставятся на каждый Новый год, и некоторые из них оказываются настолько успешными, что остаются в постоянном прокате – как, например, «Лабиринт снов». В 2009 году на малой сцене появился и «взрослый» репертуар: А.Ярлыков поставил дискуссионный и необычный спектакль «Я» по пьесе нижегородца А.Маркова, Н.Ковалева дебютировала со спектаклем «В темных аллеях» по И.Бунину. С тех пор репертуар малой сцены постоянно пополняется: Н.Ковалева и Д.Крюков избрали малую сцену местом режиссерских экспериментов, и каждый год ставят там новые спектакли, которые дарят нам яркие впечатления и пищу для размышлений.

Мюзиклы

К. Фрешетт «Жан и Беатриса» (2016, режиссер — К. Витько, г. Омск). Жан – Иван Гапонов, Беатриса – Надежда Ковалева.

Еще одна область театральных представлений, где «Комедiя» оказалась в авангарде. Наиболее популярный и востребованный жанр, сочетающий увлекательность театрального представления и красоту эстрадного вокала – классический мюзикл, созданный по всем канонам легендарных бродвейских шоу (с поправкой на сценические и финансовые возможности нестоличного театра), впервые был поставлен в Нижнем Новгороде на сцене нашего театра. Им оказался «Леонардо», созданный творческим союзом Кима Брейтбурга и Евгения Муравьева и поставленный творческой группой продюсера и композитора К.Брейтбурга в октябре 2011 года. Проект «Леонардо» оказался во многом революционным для города, сходным по своему воздействию с «эффектом Беляковича»: он тоже изменил отношение к театру. Город понял, что для труппы «Комедiи» нет ничего невозможного. Этот мюзикл оказался настолько востребованным и успешным, что через три года, в сентябре 2014, на сцене «Комедiи» запел «Казанова», созданный и поставленный также творческой группой под руководством продюсера и композитора Кима Брейтбурга.

Заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург.
Евгений Муравьев
Сцена из мюзикла «Казанова»

В 2015 году на сцене театра появился детский мюзикл «Рыжий, честный, влюбленный» по мотивам повести Яна Экхольма — грандиозный совместный проект с детским образцовым коллективом «Маэстро» детской музыкальной школы № 12 и студией современного танца «Артес».

Сцена из детского мюзикла «Рыжий, честный, влюбленный».
В 2018 были поставлены мюзикл «Голубая камея» и семейный мюзикл «Аленький цветочек».

«КОМЕДIЯ» сегодня

Сегодня на сцене театра «Комедiя» представлены практически все комедийные жанры. Зритель может выбирать между философией трагикомедии и легким изяществом мюзиклов, между сатирой и комедийно-лирической стихией, сарказму памфлета предпочесть иронию комедии нравов. С театром сотрудничали известные режиссеры: москвичи Елена Невежина, Александр Бармак, Анна Трифонова, Валерий Саркисов, Андрей Абашкин, Сергей Стеблюк, Вадим Данцигер, Ирина Пахомова; петербуржец Роман Смирнов; нижегородцы Сергей Бутусов, Александр Ряписов, Андрей Крутов, Олег Блинов.

Лауреатами премии Нижнего Новгорода стали спектакли «На дне» М. Горького в постановке В. Беляковича (2001 г.), «Дорога цветов» В. Катаева (2003 г.) в постановке С. Лермана, «Хапунъ» Н. Ольшанского (2006 г.) в постановке С. Лермана и засл. арт. России А. Ярлыкова, «Куклы» В. Беляковича (2010), «Пять вечеров» А.Володина (2013) в постановке А.Трифоновой (Москва) и «Дом, который построил Свифт» Г.Горина в
постановке В.Данцигера (2016).

 

Вручение Премии Нижнего Новгорода творческой группе из спектакля «Дом, который построил Свифт» (2016).

Театр участвует в фестивалях, ездит на гастроли.
Переезд нового здания и выход на новый уровень художественного творчества позволил театру участвовать в фестивальном движении, принимать на своей площадке лучшие российские фестивали, показывать свои спектакли. Глубоко символично, что на сцене обновленной «Комедiи»
первыми были показаны спектакли учебных театров театральных училищ страны. Фестиваль проходил в Нижнем Новгороде в январе 2000 года и назывался «Театральная
юность». Молодые лица, искренность в выражении чувств, бурные обсуждения в фойе после спектаклей…
Новое здание было предоставлено тем, кто будет определять лицо российского театра в новом тысячелетии. «Комедiя» участвовала в масштабных театральных проектах, связывающих столицу и провинцию: «Спектакли по произведениям М. Горького на родине писателя», «Золотая маска», «Нижегородская осень Олега Табакова».
В 2001 году в театре были представлены несколько спектаклей из программы фестиваля театров-лауреатов национальной театральной премии «Золотая маска». В 2002
году театр принимал у себя программу Всероссийского фестиваля спектаклей по современной пьесе «Новая драма».
А в 2003 году уже сам театр «Комедiя» принял участие в «Новой драме», показав в Москве пьесу польского автора Д. Новаковского «Губы Мика Джаггера» в постановке
Елены Невежиной. Почти одновременно (с 15 по 22 сентября) в Иркутске проходил фестиваль современной поствампиловской драматургии. Отборочная комиссия выбрала
для участия и нижегородский спектакль «Провинциальные анекдоты» в постановке петербургского режиссера Романа Смирнова.
2005 год ознаменовался участием театра в фестивале им. Г. Горина с отрывком из последнего спектакля, который драматург видел поставленным по своей пьесе, —
«Веронские любовники» по пьесе «Чума на оба ваши дома» (режиссер С. Э. Лерман). Постановочная группа спектакля «Веронские любовники» с автором пьесы Григорием Гориным (2002). Кроме того, театр съездил в Петрозаводск на фестиваль «Ламбушка», где показал «Губы Мика Джаггера» Д. Новаковского.
В сентябре 2007 года на сцене «Комедiи» игрались спектакли фестиваля «Реальный театр». В 2010 и 2011 годах впервые на базе профессионального театра — Нижегородского театра «Комедiя» — состоялся XXIII всероссийский семинар «Авторская сцена». В предыдущие годы семинар проходил в Щелыково, Тарусе и носил скорее закрытый лабораторный характер. На семинаре в формате эскизов были показаны новые пьесы современных российских драматургов В. Жеребцова, М. Зелинской, Т. Рахмановой, С. Руббе, Н. Прибутковской.
Постановочная группа спектакля «Веронские любовники» с автором пьесы Григорием Гориным (2002).

Театр «Комедiя» являлся одним из учредителей театрального фестиваля-конкурса им. Е. А. Евстигнеева, автором идеи которого была драматург Нина Юрьевна Прибутковская. Он ежегодно проходил с 2003 по 2015 год.

Спектакли «Комедiи» были по достоинству оценены в Сочи на фестивале «Чеховские дни в Сочи» (2009). В фестивале «Волга театральная» (г. Самара) театр участвовал два раза, в 2013 и 2015 году. Были показаны спектакли «Пять вечеров» и «Дом Бернарды Альбы», завоевавшие любовь и признание гостеприимных самарцев.

В мае 2015 на фестивале «Мелиховская весна» был показан спектакль по рассказам А. П. Чехова «Птица счастья». Летом 2015 года театр покорял «Театральный Олимп» (федеральный фестиваль в Сочи), где завоевал «Бронзовый Олимп», стал победителем в трех номинациях из пяти и получил специальные дипломы: за лучшую «Олимп-презентацию», за лучший «Олимп-проект» и в номинации «Олимп-культура» за отличную работу постановочной части на фестивале. А самым теплым и искренним призом стал рукотворный диплом детского жюри фестиваля за лучший детский спектакль «Аладдин»! Игорь Михельсон был награжден специальным дипломом за роль Джинна в этом спектакле.

Актеры «Комедiи» на фестивале «Театральный Олимп» в Сочи (2015).

В декабре 2016 года спектакль «Скамейка» был показан на фестивале «Terra Incognita» в Санкт-Петербурге. К фестивальному направлению относятся и проекты, призванные расширять театральные возможности: мастер-классы, лаборатории, тренинги… Например, лаборатория «Молодая режиссура» (2016 г.) была задумана как рабочее пространство общения театра и начинающих режиссеров, дающее возможность присмотреться и оценить друг друга, а также более предметно — в виде небольших эскизов — познакомиться с предлагаемыми для постановки пьесами. В 2017 году на базе «Комедiи» прошли выездные занятия режиссерской лаборатории СТД РФ под руководством народного артиста России Валерия Фокина.

В юбилейном сезоне 2021-2022 года по инициативе главного режиссера Ивана Комарова в театре прошли две режиссерские лаборатории – «Современность. Режиссер. Отражения» (август 2021) и «Классика. Режиссер. Отражения» (март 2022), в которых исследовалась современная и классическая комедия в интерпретации и понимании современных режиссеров. Результатом стало не только знакомство с новыми режиссерами

и их творческим почерком, но и решение о постановке на малой сцене пьесы Дамира Салимзянова «Преступник поневоле» в июне 2022 года.

Фотография с режиссерской лаборатории «Современность. Режиссер. Отражения»

Фотография со спектакля «НЕСКАЗКИ»

 

Гастрольное направление деятельности театра включает в себя показ спектаклей театра на площадках в других городах и приглашение театральных коллективов из других городов на сцену театра «Комедiя».

Начиная с 2000 года здание театра «Комедiя» активно функционирует как гастрольная площадка. Нижегородцы увидели спектакли столичных театров, таких как «Сатирикон» (2000), «Табакерка» (ежегодно до 2007 года), Мастерская Петра Фоменко (2002, 2005), Театр на Юго-Западе (2001, 2004, 2006, 2010, 2012). На нашей сцене прошли спектакли швейцарского Театра Види Лозанн Э.Т.Е. и английского театра AandBC (2000). К нам приезжали театры из Севастополя (2002), Костромы (2012). Приезжал Центр новой пьесы «Театр.doc» с пьесой И. Вырыпаева «Кислород» (2005), Белорусский национальный академический русский драматический театр им. М. Горького (2005), Московский театр MOGUL (2005), «Et cetera» (2006), Московский театр «Школа современной пьесы» (2006, 2011), театр «Модернъ» (2007), Московский государственный камерный театр и учебный театр Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (2007), Пермский театр «У моста» (2012), Санкт-Петербургский государственный Театр на Васильевском (2012), Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе (2007, 2012), Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (2013), Государственный академический театр им. Е. Вахтангова (2015), петербургское театральное товарищество «КОМИК-ТРЕСТ» (2015), Московский областной ТЮЗ (2015), Рязанский театр драмы (2016).

Сам театр, за время 90-х практически не выезжавший на полноценные длительные гастроли в крупные города, изголодавшийся по театральному общению, внезапно снова начинает активно гастролировать! И какие гастроли — Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Таганрог, ближайшие соседи — Киров и Чебоксары… Легендарными стали гастроли в Севастополь в 2002 году.

Гастроли в Севастополе. Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь» на развалинах Херсонеса (2002).

В последующие годы «комедианты» ездили в Москву (осень 2002, 2003, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), Самару (2004 г.), Чебоксары (2006 г.), Сочи (2011, 2012 гг.), Санкт-Петербург (2016 г.). С театрами Кирова и Таганрога завязалась настоящая дружба и состоялся ряд очень плодотворных обменных гастролей: кировский «Театр на Спасской» — частый гость на сцене «Комедiи», а наши актеры с удовольствием выступали в Кирове (2007, 2008, 2009, 2011 гг.). На родину Чехова труппа «Комедiи» съездила в 2008 и 2010 году, взаимно приняв на своей сцене Таганрогский театр драмы.

В 2022 году театр «Комедiя» впервые принял участие в федеральном проекте «Большие гастроли», организованном ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации: в марте на сцене «Комедiи» в рамках студенческого направления показала свои спектакли Школа- студия МХАТ; в апреле с большим успехом гастролировал Московский Губернский театра п/р С.Безрукова. В августе-октябре 2022 года в рамках «Больших гастролей» запланированы обменные гастроли театра «Комедiя» и Таганрогского театра имени А.П.Чехова.
Выпуск театром собственного СМИ с 2015 до 2020 года.
Театральный журнал «i», который был призван в какой-то степени заполнить пустующую в Нижнем Новгороде нишу театральной критики и журналистики. Журнал «i» — это на сегодняшний день единственное в Нижнем Новгороде целевое издание, посвященное театру. В журнале освещаются премьеры театров города, фестивали, гастрольные выступления коллективов из других городов. В январе 2016 года вышла первая книга о театре, посвященная его 70-летнему юбилею — «#Комедiя70».
Театральный журнал «i», который выпускает театр «Комедiя»
Выставка по материалам книги «#Комедiя70»
Юбилейная книга «#Комедiя70»
Пресс-конференция, посвященная выходу юбилейной книги «#Комедiя70». Директор театра Д.И.Коновалов, директор Департамента культуры администрации г.Нижнего Новгорода Н.Е.Суханова.
На сегодняшний день «Комедiя» является одним из самых посещаемых театров города. Здесь любят и ценят каждого зрителя, всегда идут навстречу и делают все, чтобы посещение театра приносило радость. Раньше всех театров здесь была введена компьютерная программа продажи билетов. В августе 2014 года началась online-продажа через систему «Радарио». Это не только значительно упрощает процесс приобретения билетов, но и позволяет поддерживать контакт с постоянными зрителями.
×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

Здание театра

WordPress Lessons