Битва одиночеств

Театральный сезон только начался, а нижегородский театр «Комедiя» представил уже вторую премьеру подряд. На этот раз на малой сцене. Это спектакль по пьесе Александра Гельмана «Скамейка», ставший бенефисом заслуженной артистки России Елены Ериной.

Атмосфера весны

Пьеса, написанная чуть больше 30 лет назад, активно ставилась не только в нашей стране, но и за рубежом. Её переосмысливали сотни режиссёров в десятках стран. И вот – скамейка снова ждёт посетителей парка маленького городка…

Изысканно выглядят декорации, придуманные художником-постановщиком Светланой Кисловой. Белая парковая скамейка, настоящие деревья, словно готовящиеся раскрыть почки в первые тёплые дни, белые призрачные тени от них, изящные фонари, горящие тёплым матовым светом. Идеальный антураж для истории любви.

Присоединяйтесь?

Сам же спектакль при просмотре вызывает двойное чувство. С одной стороны, это удовольствие от игры актёров Елены Ериной и Михаила Булатова, вложивших в своих героев всю душу, с другой – недоумение по поводу работы режиссёра Анны Артамоновой. Оно начинается с первой же сцены. Героиней, сидящей в рядах зрителей, давно никого не удивишь. А вот заигрыванием со зрителем, тем более на малой сцене… Оставив из пяти действующих лиц пьесы двух, режиссёр отправила героя общаться с публикой, которая в итоге с грехом пополам сыграла роли посетителей парка.

Кто-то из зрительниц тушевался и молчал, в недоумении глядя на пристающего к ним героя, наиболее смелые отвечали или прерывали общение в самом начале фразой «Я замужем!» Интересно, а если бы в первом ряду сидели одни мужчины…

На качелях чувств

Но, преодолев замешательство зрителей, актёры вступают в словесный поединок, наблюдать за которым – истинное наслаждение. Точно попадая в прекрасно выписанные драматургом образы, они проживают в спектакле целую жизнь. Волны эмоций захлёстывают их, а вместе с ними и зрителей, погружая в атмосферу восьмидесятых прошлого века. Таких далёких, и в то же время таких близких и понятных. Как тут ещё раз не убедиться, что чувства людей неизменны в любые времена и эпохи!

Случайная встреча выливается в разговор, ведущий героев к правде через взаимную ложь, иллюзии и разочарования.

Герой Михаила Булатова виртуозно врёт о себе, каждый раз по-разному, на ходу выдумывая легенды. Враньё типичное, но озарённое искрой творчества, не дающей «сорваться с крючка» мечтающей о счастье женщине. Она готова обманываться вновь и вновь ради мига мечты… Елена Ерина показывает свою героиню то безнадёжной рыдающей дурой, то суровой мстительницей, то, напротив, – защитницей и утешительницей, нежной, любящей, всепрощающей. В этом образе она словно собрала воедино всех женщин.

Весь спектакль актёры находятся на сцене и держат внимание зрителя, демонстрируя широчайшую палитру чувств. Надежда, доверие, ревность, обречённость… Разочарование от взаимных обманов, гнев, выливающийся время от времени в натуралистичные сцены избиения каблуком, катания по полу и чуть ли не убийства кирпичом, который падает на сцену с глухим стуком, не позволяющим усомниться в его подлинности. И снова надежда, доверие и очередная волна лжи и разоблачений.

Сырость

Для любого режиссёра работать с пьесой Гельмана – одно удовольствие. Он детально прописывает мельчайшие действия героев – от взглядов и интонаций до объятий и ударов сумочкой по голове. Но Анне Артамоновой прямых указаний мало. И то, что у автора по тексту лишь пустые угрозы про кирпич на шее и утопление, в красках проходит перед зрителем. Почему бы не облить артистку водой? И вот за сценой, куда с сумкой на шее, в которой кирпич, убегает героиня, слышится плеск воды. И герой несётся спасать утопающую. В итоге вместо пьесы Гельмана получается «Лес» Островского с несением неудавшейся утопленницы на руках.

Постоянные вскакивания героев на скамейку тоже выглядят странно, а уж бегание героини босиком в чулках по парку и вовсе удивляет. Советские женщины, даже работавшие на чулочных фабриках, не могли позволить себе подобное – слишком велик был риск порвать дефицитный предмет гардероба. Хорошо, что все эти нелепости уходят в тень, затмеваемые яркой и сочной актёрской игрой, ради которой и стоит сходить на этот спектакль.

Автор: Ольга СЕВРЮГИНА

Источник: http://www.pravda-nn.ru/archive/2016-09-15/bitva-odinochestv/

×
Выберите сцену спектакля:

Большая сцена театра «Комедия»

Малая сцена театра «Комедия»

Арт-фойе

WordPress Lessons