ШИЛОВ Вадим Владимирович

ШИЛОВ Вадим Владимирович 

1924 —  2012

Заслуженный артист РСФСР

Актер

Служил в Горьковском / нижегородском театре комедии

с 1961 по 2012 год.

ШиловWeb

Вадим Владимирович Шилов – один из старейших актеров нижегородского театра «Комедiя», служивший в нем с 1968 года. Органике Шилова была свойственна доверительная доброта, мягкость и достоверность в подаче образа, что позволяет видеть в нем продолжателя старой русской школы. Окончив театральную студию (1939-1941гг.) при Горьковском театре драмы, молодой актер был введен в состав труппы самим Н.И. Собольщиковым-Самариным на роль Федора («Козьма Минин» А.Островского), Казачка («Дворянское гнездо» И.С.Тургенева) и Пети Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого).

Далее сценическую карьеру Шилова прервала война. Юноша заканчивает третье Ленинградское стрелково-снайперское училище (1942-1944г.), воюет в одном из партизанских отрядов А.В.Романова (см.кн.: «Партизаны-нижегородцы в ВОВ», Н.Новгород, 2003г. стр.286)

Послевоенное десятилетие (1946-1957г.) раскрыло универсальность дарования молодого Вадима. Он успешно работает в разных творческих коллективах и разных жанрах. Здесь и сцена Московского военного округа и сцены Речного флота. И концертно-эстрадная деятельность (конферанс, танец, сатира, куплет) в разных регионах – Ярославль, Кострома, Йошкар-Ола, Тюмень, Новосибирск. И коверный в цирковых труппах Новосибирска, Казахстана (Выступал одно время со знаменитым Карандашом). И, наконец, артист драматических театров (1947-по н.в.) Свердловска, Ижевска, Симферополя, Калуги, Кургана, Горького (Н.Новгорода). Число сыгранных ролей приближается к тремстам.

Вернувшись в г. Горький (1961г.), В.Шилов работает в ТЮЗе, а затем в театре комедии. В ТЮЗе он создает разнохарактерные образы: опустошенный, взбесившийся мещанин Лешка Зорин («Город на заре» А.Арбузова), целеустремленный волевой Пеклеванов («Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова), смешной и грустный Епихов («Вишневый сад» А.Чехова).

В Горьковский (Нижегородский) театр комедии В.В.Шилов приходит уже опытным актером со своей техникой и манерой исполнения. Внешний его облик и органика, казалось бы, тяготеют к амплуа героя-любовника, благородного отца, но комедийное дарование приносит успех в ролях другого плана. Среди них особое место занимает Теркин («Василий Теркин» по А.Твардовскому), принесший Вадиму Владимировичу звание лауреата Всесоюзного смотра театров (1962г.). Достоверный образ народного героя полюбился многим. Спектакль игрался на гастролях в г.Иванове, г.Смоленске, Прибалтике и др., вызвал благодарные отзывы прессы и зрителей.

Видное место в творчестве В.В.Шилова занимают роли из пьес русских классиков – Редозубов («Варвары») и Яковлев («Фальшивая монета») М.Горького; Чугунов, Лыняев («Волки и овцы») и Неуеденов («Женитьба Бальзаминова») А.Н.Островского; Второй мужик («Плоды просвещения») Л.Н.Толстого. В «Ревизоре» актер сыграл последовательно – Бобчинского, Добчинского, Хлестакова, испуганного мздоимца Городничего. В репертуаре актера широко представлены роли советской и зарубежной классики: Берлиоз («Нехорошая квартира» по М.Булгакову), дядя Митя («Любовь и голуби» В.Гуркина), Канашев и Бадьин («Девки» Н.Кочина), Царь («Русский секрет» по Н. Лескову), Рагозин («Гусар из КГБ» Б.Рацера и В.Константинова), Комаров («Подруга жизни»), лорд Эдгар («Бал воров» Ж.Ануя), Пишта («Проснись и пой» Дьярфаша), Даммерль («Без меня меня женили» Ф.К.Креца) и прочие.

Роли последних лет обрели черты законченной монументальности и твердости рисунка. Здесь и справедливо-страстный герцог («Веронские любовники» Г.Горина), и разудалый моряк Виченцо («Кьоджинские перепалки» К.Гольдони), и неповоротливый Миляга («Сон в летнюю ночь» У.Шекспира).

Чрезвычайная фото- и киногеничность, природная органика В.В.Шилова способствовали частому приглашению его на съемки фильмов. Вот лишь некоторые кинообразы: Кузьмич (к/ф «Ожидание» реж. Н.Басин), Полковник (к/ф «Причал», реж. В.Соловьев), Священник (к/ф «Васса», реж. Г.Панфилов), В.И.Ленин (к/ф «Циолковский») и др.

Вадим Владимирович был активным участником общественной творческой жизни Нижнего. Помимо театра (член Худ. Совета) и СТД, курировал многие годы самодеятельное искусство. Здесь следует отметить особую связь с ДК «Железнодорожников», фабрикой «Маяк» и клубами завода «Красное Сормово», куда он часто выезжал с шефскими концертами, шесть лет руководил Народным театром в ДК «Сормово» (80-е гг.).

В.В. Шилов был постоянным участником сельских гастролей. О его активной деятельности говорят цифры. Только с 1971 по 1991гг. им было сыграно 1624 спектакля.

С неизменным успехом проходят всегда бенефисы и творческие вечера В.В.Шилова (03.12.1974г.; 6.11.1992; 26.02.2000г.), вызывающие соответствующий резонанс театральной, городской и областной общественности. Он постоянный участник цикла телепередач «Частная жизнь улиц и площадей» (1998-2003гг.), в котором создал целую галерею исторических образов (крестьяне, купцы, чиновники и т.д.).

Вадим Владимирович Шилов принадлежит военному поколению, в котором неразделимо существуют творческое горение и гражданский патриотизм, бескорыстное служение театру, людям, стране. Его ратный и сценический труд получил должную оценку. Бывший фронтовик-снайпер награжден многими медалями. Среди них орден «Отечественной войны II степени», медаль «За Победу над Германией» и др. За творческие успехи В.В.Шилов неоднократно награждался Почетными грамотами, Дипломами, Благодарственными письмами всех уровней – от городских и областных, до региональных и Всесоюзных. В 1981г. получил звание «Заслуженный артист РСФСР».

В 2002 г. старейший актер стал лауреатом премии «За честь и достоинство», а  в 2003г.- лауреатом премии Н.И.Собольщикова-Самарина.

В.В.Шилов – важная часть истории нижегородского театра «Комедiя».

Сыгранные роли:

Калужский областной театр.

Федор Галай («Разбуженная совесть» В.Шаврина)

Якимов («Совесть» Д.Павлова)

Гордей Кичин («Чти отца своего» В.Лаврентьева)

Мельников (В.Константинов, Б.Рацер «Нужный человек»)

В.И.Ленин (М.Шатрова «Именем революции»).

Курганский областной драматический театр.

Пологий («Враги» М.Горького)

Кондратенко («Порт-Артур» Н.Степанова)

Серафим  («Семье Плахова» В.Шаврина)

Голыш («Ермак»)

Горьковский театр комедии (нижегородский театр «Комедiя»)

Теркин («Василий Теркин» по А.Твардовскому, 1961, реж. А.Ханович)

Редозубов («Варвары», М.Горький)

Яковлев («Фальшивая монета», М.Горький)

Чугунов, Лыняев («Волки и овцы», А.Н.Островский)

Неуеденов («Женитьба Бальзаминова», А.Н.Островский)

Второй мужик («Плоды просвещения», Л.Н.Толстой.

Бобчинский, Добчинский, Хлестаков, Городничий  — «Ревизор», Н.В.Гоголь

Дядя Митя — «Любовь и голуби», В.Гуркин (1984, реж. – нар.арт. РСФСР С.Лерман)

Берлиоз  — «Нехорошая квартира» по М.Булгакову (1995, реж. – нар.арт. РСФСР С.Лерман),

Канашев и Бадьин — «Девки», Н.Кочин (1987, реж – нар.арт.РСФСР С.Лерман),

Царь — «Русский секрет» по Н. Лескову

Рагозин — «Гусар из КГБ» Б.Рацера и В.Константинова

Комаров — «Подруга жизни», Л.Корсунский

лорд Эдгар — «Бал воров» Ж.Ануя

Пишта — «Проснись и пой», Дьярфаш

Даммерль — «Без меня меня женили» Ф.К.Креца

Герцог — «Веронские любовники» Г.Горина (2000, реж. – нар.арт. РСФСР С.Лерман)

Виченцо — «Кьоджинские перепалки» К.Гольдони, (2001, реж. – нар.арт. РСФСР С.Лерман)

Миляга — «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира (2000, реж. – нар.арт. РФ В.Белякович)


Снайпер, актер и поэт

Шилов – кто же он? Какой?
Скажем откровенно,
Просто он артист такой
Необыкновенный.

Да, артист он хоть куда:
Мало в этом роде.
Нипочём ему года,
Кровь вовсю в нём бродит.

Разрешите доложить
Коротко и просто:
Он – большой охотник жить
Лет до девяноста.

И не знаем – чем силён?
Скажем откровенно:
Красотою наделён
Не был он отменной.

Невысок, не то что мал,
Но герой героем,
И в войну он пострелял,
И театр построил…

Путь актёрский так коварен,
Невозможно предсказать.
Сам Собольщиков-Самарин
Пригласил его играть.

И фортуна подфартила,
Роль за ролью не одна.
И играть стал юный Шилов,
Но… Случилася война.

После театров много было…
Только он не унывал:
Шило поменяв на мыло,
Он из них переезжал.

Сколько суток полусонных
Роль вынашивал порой
В пьесах, иногда картонных,
Наш сегодняшний герой!

Но зачат был не в пробирке,
Мог он кем угодно быть.
И ковёрным даже в цирке
Довелось ему служить.

И не стёрся, не согнулся,
Где бы, что бы ни играл.
Но потом домой вернулся
И сначала в ТЮЗ попал.

И теперь вот, пересилив
Всё, решил на якорь встать.
Здесь, внутри родной России,
В новом здании “на ять”.

Что ж! В актёрской жизни краткой
Ни в театре, ни в дому
Денег не пришлось порядком
Накопить за жизнь ему.

Но не делал Шилов драмы.
В деле “пить или не пить”
Из напитков, скажем прямо,
Воду он не стал любить.

Всё, что не было, что было
Нам одно известно лишь,
Что, как говорится, ШИЛО-
ВА в мешке не утаишь!


Осенью 2014 года Вадиму Владимировичу Шилову ­­исполнилось бы 90. А весной 2015 Великой Победе – 70, и это два прекрасных повода вспомнить корифея нижегородского театра «Комедiя», ведущего актера, заслуженного артиста РСФСР (1981г.), лучшего Василия Теркина в Нижнем Новгороде!

ШиловТеркин

В 15 лет, совсем мальчишкой, Вадим нашел свое призвание и поступил в театральную студию при Горьковском театре драмы. Сам Н.И. Собольщиковым-Самариным ввел молодого актера в состав труппы. Юный Шилов успел сыграть Федора в исторической хронике А.Островского «Козьма Минин», Казачка в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева и Петю Ростова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

А затем грянула война… В 1942 году восемнадцатилетним юношей Вадим поступил в 3-е Ленинградское стрелково-снайперское училище, где был назначен командиром взвода 8-ой снайперской школы отличников снайперской подготовки. На фронт он попал в 1944, когда исход войны уже был предрешен. С мая 1944 г. Шилов поступил в распоряжение Белорусского штаба партизанского движения, был заброшен в тыл врага и воевал в составе партизанской бригады им. К.К. Рокоссовского под руководством Александра Романова. Был дважды ранен.

После Победы фронтовик Шилов некоторое время служил на Урале в родной 8-й снайперской школе, где обучал молодых бойцов. Но творческая жилка оказалась сильнее, и он вернулся на сцену. Правда, сцен этих он повидал великое множество, прежде чем нашел свою, настоящую: был артистом Московского военного округа и Речного флота. Подвизался в концертно-эстрадной деятельность (конферанс, танец, сатира, куплет) в разных регионах – Ярославль, Кострома, Йошкар-Ола, Тюмень, Новосибирск. Был коверным в цирковых труппах Новосибирска и Казахстана, артистом драматических театров Свердловска, Ижевска, Симферополя, Калуги, Кургана… Число сыгранных ролей приближалось к тремстам. И только в 60-х годах он вернулся в Горький, город своего детства, чтобы остаться здесь до конца.

В горьковский театр комедии В.В.Шилов приходит уже опытным актером со своей техникой и манерой исполнения. Внешний его облик и органика, казалось бы, тяготеют к амплуа героя-любовника, благородного отца, но настоящий успех ему приносит редкое комедийное дарование. Среди сыгранных ролей особое место занимает Теркин («Василий Теркин» по А.Твардовскому), принесший в 1962 году Вадиму Владимировичу звание лауреата Всесоюзного смотра театров. О его Теркине писали: «Очень хорошо, что Теркин в его исполнении обладает теми качествами, без которых нельзя представить себе героя А.Твардовского: он приветлив, общителен, полон задора… Уже с первых, словно невзначай брошенных реплик Теркина в этом неприметном на первый взгляд солдате угадывается внутреннее своеобразие, незаурядная индивидуальность. В его шутках и балагурстве ненавязчиво, но отчетливо проскальзывает умысел, словно он убежден в том, что приободрить товарищей, развеселить их, а главное, заставить поразмыслить —   это обязанность его, Теркина,/ и выполняет он этот долг весело, охотно, и, главное, умно. Этот Теркин много думает и, несмотря на кажущуюся беззаботность, способен на чувства сильные и глубокие».

За свою долгую творческую жизнь В.В.Шилов сыграл великое множество ролей, от классических образов до весьма авангардных. Например, в «Ревизоре» он сыграл последовательно чуть не весь мужской состав пьесы: Бобчинского, Добчинского, Хлестакова, испуганного мздоимца Городничего. Был он и Берлиозом («Нехорошая квартира» по М.Булгакову), и Царем («Русский секрет» по Н. Лескову), лордом Эдгаром («Бал воров» Ж.Ануя) и столяром Милягой («Сон в летнюю ночь» У.Шекспира)…

Чрезвычайная фото- и киногеничность, природная органика В.В.Шилова способствовали частому приглашению его на съемки фильмов. Вот лишь некоторые кинообразы: Кузьмич (к/ф «Ожидание» реж. Н.Басин), Полковник (к/ф «Причал», реж. В.Соловьев), Священник (к/ф «Васса», реж. Г.Панфилов), В.И.Ленин (к/ф «Циолковский») и др.

Владимирович Шилов принадлежал тому уникальному поколению, чьи человеческие и моральные качества закалялись в горниле мировой войны. Творческая деятельность Шилова после войны окрашена удивительным духом творческого горения и гражданского патриотизма. Может быть, по контрасту с военной действительностью, в мирное время Вадим Шилов особенно ценил доброе человеческое участие, веселую шутку, бескорыстное служение театру, людям, стране.

Его нет с нами, но сегодня, вглядываясь в туманную дымку прошлого, мы видим главное: фронтовик В.Шилов был прекрасным актером «старой закалки», которым гордится наш театр и о котором всегда с любовью вспоминает. В выпуске журнала, посвященном 70-летию Великой Победы, мы представляем фрагмент творческого очерка заслуженного артиста и поэта Вадима Шилова «Живу с любовью» — это собрание стихотворных впечатлений, эпиграмм, шаржей и веселых театральных тостов. Вадим Шилов ценил жизнь, умел брать от нее только лучшее и заражать любовью к жизни всех, кто с ним соприкасался.

 Из «Лирических заметок»

Я не писал стихов жене
Тогда, в те годы на войне,
Когда я чавкал в сапогах
По жидкой слякоти дорог.
Когда в гнилых окопах дрог,
В землянках, взорванных снарядом,
Была со мной ты рядом, рядом.
В лесах исхлёстанных войной,
Была ты, милая, со мной.
Я не писал стихов жене.
Тогда семнадцать было мне.

 На Грузинской

На Грузинской суета:
Парни, девки, красота.
Посмотрите на таланты
Ломят цены спекулянты –
Потомки Шиловых на сцене
Славно служат Мельпомене.
Зрители в театр толпой:
“Какая труппа, Боже мой!”
— Откровенно вам скажу
Каждый день туда хожу.
И ни в ТЮЗ, ни даже в Драму
Не вожу свою я даму.
Зданье – глаз не оторвёшь,
В России лучше не найдёшь!
Построено с большой душой –
Градоначальник был такой.

*   *   *

Годы что?
Сто лет – не старость.
Бойся старости другой.
Бей тревогу, если малость
Вдруг начнёшь стареть душой.

«Эпиграммы на актёров-друзей и себя»

Народный Лерман – главный режиссёр.
Умён, изящен и остёр.
С французским именем Семьён.
Одним лишь только омрачается –
Расчёска в волосах ломается.

*   *   *

Английским, немецким свободно владеет
И роль воплотить достойно умеет.
А баянист каков! —
Валера Еруков.

*    *    *

Мише Булатову

Многих женщин покоритель,
В этом деле – мой учитель.
Хочу на Мишу походить
И до ста лет ещё любить.

*    *    *

Татьяна, милая Татьяна!
Так Пушкин нежно восклицал.
Увидев Протопопову Татьяну,
Влюблённым б, в обморок упал.

*    *    *

Я не только умею рычать и кричать,
да к тому же ещё и свистеть.
Беляковича, Валеру, прошу учесть,
В спектаклях Ваших имел бы честь.

*    *    *

Многокрасочно, толково
Играет роли Удалова.

*    *    *

Леночка Дубровская
Актриса очень броская.

*    *    *

Неотразимая Ирина
По фамилии Былина.

Себе

Меня не годы мучают, я их не замечаю.
Я знаю, что не так живу,
А надо как – не знаю.

Промчались скоротечно годы,
Взамен явился творческий барыш,
Всё было в жизни: взлёты и невзгоды,
Но Шилова в мешке не утаишь.
Я был король и вор,
Я был доктор и металлург,
Я столько жизней разных прожил,
Сколько мне дал драматург.
Какую я только не видел тьму,
Куда не бросал свой взор,
Разве только на Колыму
Не посылал меня режиссёр.
С Тёркиным вместе, в смертельном бою
Судьбу защищал и честь.
Достойно жизнь завершить свою
Конечно, задача есть.

Жизнь нынче свою подытожить:
Хватит и бед и наград,
А если я где-то и в чём-то не дожил,
Не я виноват – театр…

 

Сохранить

Поделиться в соц. сетях