ЛЕРМАН Семен Эммануилович

ЛЕРМАН Семен Эммануилович 

1923 – 2009

Народный артист РСФСР

Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР

Лауреат национальной премии «Золотая маска»

в номинации «За честь и достоинство»

Главный режиссер нижегородского театра «Комедiя»

с 1983 по 2009 год.

Lerman_s3

С.Э. Лерман – лауреат премии Нижнего Новгорода за режиссуру спектакля «Дорога цветов» В. Катаева (2003 г.)

Лауреат премии Нижнего Новгорода за режиссуру спектакля «Хапун» В. Ольшанского по повести В.Г. Короленко «Судный день» (2006 г.)

Лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина за выдающиеся достижения в развитии театрального искусства Нижегородской области (2000 г.)

Звания заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР удостоен в 1969 г., народного артиста РСФСР – в 1986 г.

Награжден орденами Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны I степени (1985 г.), медалями.  

Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2008-2009).          

 

Семен Эммануилович родился 16 июля 1923 года в г. Харькове в семье служащего Лермана Эммануила Семеновича и домохозяйки Цецилии Семеновны. Единственный ребенок в семье, Семен испытал большое влияние своей мамы, которая всю жизнь занималась самообразованием. Цецилия Семеновна училась по книгам самостоятельно и овладела многими знаниями, в том числе русской словесностью и французским языком. В долгие зимние вечера она читала своему сыну произведения Чехова, Бунина, Куприна…

То, что читала ему мама и что прочитал он сам, Сеня преображал своей фантазией, и его истории, затаив дыхание, слушала вся местная ребятня. Потом были школьный драматический кружок и созданный им самим театр.

Празднование совершеннолетия и поступление в институт Семену пришлось отложить: началась Великая Отечественная война. Ускоренно пришлось учиться сначала в авиатехническом, а потом в артиллерийском военных училищах. Но даже в передышках между боями лейтенант 395-й Таманской дивизии 968 артиллерийского полка Лерман норовил развлечь товарищей какой-нибудь постановкой, например, «Жених и папенька» Чехова. Путь в профессию после окончания войны был определен раз и навсегда.

В 1946 г. Семен Лерман поступил и в 1950 г. окончил Харьковский театральный институт. Новоиспеченный артист был официально принят в труппу Харьковского театра русской драмы, потому что играл на его сцене студентом с 1948 г. Лерман стал ведущим актером театра и сыграл много ролей.

В 1951 г. Лерман поступает и в 1954 г. заканчивает  режиссерский факультет Харьковского института искусств.

Спектакли Семен Эммануилович ставил со школьных времен, в официальном статусе его режиссерским дебютом в 1964 г. стали «Коллеги» В. Аксенова. Одновременно он сыграл Максимова — одного из трех главных героев инсценировки. Большой успех имел спектакль Б. Брехта «Карьера Артура Уи». Творческая смелость, богатство фантазии, стремление найти и выбрать интересное решение, глубоко раскрыть авторский замысел свойственны режиссуре Лермана.

В 1964 г. Семена Эммануиловича пригласили в Эстонию главным режиссером Русского драматического театра. Девять лет Лерман режиссировал в Таллине, приобрел настоящих друзей, получил звание заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР, но родной прибалтийская республика не стала.

С 1973 г. Семен Лерман – режиссер Горьковского академического театра драмы. Спектакли, поставленные на его сцене (а с 1982 г. и в театре «Комедiя»), внесли значительную лепту в культурную жизнь города и области, снискали всероссийскую славу театральной культуре Нижнего Новгорода.

В каких бы жанрах (комедия, драма) ни работал режиссер Семен Лерман, в них непременно проявлялись его талант и высокий профессионализм. Многие постановки С.Э. Лермана по достоинству оценены на всесоюзных фестивалях. Об этом свидетельствуют документы, подписанные деятелями государства и культуры. Спектакль «Олимпия» Ф. Мольнара — дипломант фестиваля музыкально-драматических произведений венгерских авторов (1971 г.), что засвидетельствовали своими подписями министр культуры СССР  Екатерина Фурцева и председатель президиума совета ВТО, народный артист СССР Михаил Царев. Спектакль «Мамаша Кураж» Б. Брехта получил диплом фестиваля драматического искусства ГДР в СССР (1980-1981 гг.) за подписями министра культуры СССР Петра Демичева и руководителя ВТО Михаила Царева. Дипломантом всесоюзного театрального фестиваля в честь 70-летия Великого Октября стал и спектакль «Девки» Н. Кочина (1987 г.), документ подписали народные артисты СССР Михаил Ульянов и Родион Щедрин.

Среди постановок Лермана, которым сопутствовал успех, – спектакли «В этом милом старом доме» А. Арбузова (1972 г.), «Мера за меру» В. Шекспира (1975 г.), «Помощник прокурора» А.Чхеидзе (1975), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1976 г.), «Похождения Бальзаминова» А. Островского (1979 г.), «Мамаша Кураж» Б. Брехта (1979 г.), «Укрощение строптивой» В.Шекспира (1980) г., «Ретро» А. Галина (1980 г.), «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской (1992 г.), «Иудушка Головлев» М. Салтыкова-Щедрина (1978 г.)

Из множества спектаклей, поставленных им за 58 лет театральной деятельности, сам Семен Эммануилович Лерман считает вершинами всего три: это уже названный «Иудушка Головлев» М. Салтыкова-Щедрина, «Девки» Н. Кочина и «Собачье сердце» М. Булгакова. Последние два спектакля были поставлены в Горьковском театре комедии, где Лерман трудился главным режиссером с 1983 г. и до самой кончины.

С приходом С.Э. Лермана в истории театра комедии начался новый этап. Семен Эммануилович пришел не один, а со своими учениками – выпускниками Горьковского театрального училища, которому он как педагог отдал более 20 лет. Андрей Ярлыков, Юрий Григорьев, Елена Дертева, Владимир Демидов, Ольга Бубнова, Ирина Былина, Александр Семенов стали костяком труппы. Ее Лерман создал заново, не нарушая преемственности в смене поколений, скомплектовал в едином эстетическом комедийном ключе. Поэтому для «Комедiи» сегодня свойственна и эстрадность ее бывших мастеров (А.Н. Любанский, М.И. Зорин, Ю.М. Даминская), и комедийная школа акимовско-вахтанговского направления (А.А. Добкевич, Л.М. Шароградский), и элементы русской, советской комедийности (Е.Ф. Волкова, В.В. Шилов), и талантливый задор  молодежи.

С первых постановок, особенно со спектаклей «Любовь и голуби» В. Гуркина (1984 г.) и «Девки» Н. Кочина (1987 г.), Лерман изменил мнение горьковчан о театре. «Девки» шли восемь сезонов. По словам театрального критика Елены Черновой, этот спектакль, «как и «Любовь и голуби», просто обречен был стать нижегородской легендой – и по тому количеству зрителей, что его посмотрели, и по тому следу, который он оставил в памяти театралов».

Спектакль «Собачье сердце» Лерман поставил на сцене театра комедии в 1988 г., задолго до выхода на экран знаменитого фильма. В постановке Семена Эммануиловича блеснул его ученик Андрей Ярлыков, сыгравший Шарикова. По свидетельству самого Лермана, известнейший московский режиссер Петр Фоменко оценил работу Андрея Ярлыкова так: «Валютное исполнение!». Во Всесоюзном театральном конкурсе за эту роль Андрей Ярлыков получил второе место.

Стал событием и спектакль «Нехорошая квартира» (1995 г.) по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», также опередивший все российские киноверсии самого знаменитого романа ХХ века. Постановщик Семен Лерман и сам сыграл в «Нехорошей квартире» — Воланда. Мессир в его трактовке «почти влюбляется в Маргариту, сочувствует Мастеру и всем живущим на земле».

Эти и другие новые спектакли коллектив под руководством главного режиссера создавал в  самые трудные годы (конец 80-х, 90-х), связанные с ремонтом здания, пожаром и бытовыми неурядицами, когда театр был вынужден скитаться по площадкам города.  Театр гастролировал в регионах, выезжал на село. В том, что коллектив достойно пережил этот период, – большая заслуга С.Э. Лермана и людей, его окружавших. Город не может не отметить жизнелюбие, волю, гражданскую смелость человека, который сберег театральный комедийный жанр как род искусства в Нижнем Новгороде.

В 2000 году театр переехал в новое прекрасное здание на улице Грузинской. Спектакли, поставленные на новой сцене, все так же прославляли чувство любви, его потерю и обретение, содержали в себе столь свойственные творческому стилю Мастера щемящие ноты искренности и ностальгии. Они присутствуют в его постановках «Веронские любовники» Г. Горина (2000 г.), «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (2001 г.), «Волки и овцы» А.Н. Островского (2002 г.), «Дорога цветов» В.Катаева (2003 г.), «Хапунъ» В.Ольшанского (2005 г.), «Школа влюбленных» по пьесе Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» (2007), «Госпожа Министерша» (2008), «Чехарда» по рассказам А.Чехова (2009).

С.Э.Лерман: «Иногда все вроде бы складывается: и пьеса, и автор, и актерский состав… А чего-то не хватает. Чего?! Случается, догадаешься. Бывает, что не догадаешься никогда. Творчество – это тайна».

С.Э. Лерман были признан не только зрителями. Он получил и официальное признание: в 1986 году стал Народным артистом РСФСР. В 2000 году ему присудили премию Н.И. Собольщикова-Самарина. Дважды он становился лауреатом премии Нижнего Новгорода — за режиссуру спектаклей «Дорога цветов» В. Катаева (2003) и «Хапун» В. Ольшанского (2006). И, наконец, апофеозом творческого пути стала высшая театральная премия России — «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Он успел получить ее лично в мае 2009 года, за полгода до своего ухода.

9 октября 2009 года Мастера не стало. Но он всегда живет в памяти своих учеников, всех, кому довелось работать рядом с ним и в сердцах зрителей, соприкоснувшихся с его творчеством!

 

Спектакли, проставленные С.Э.Лерманом на сцене нижегородского театра «Комедiя»:

«Любовь и голуби», В.Гуркин (1984)
«Деньги, любовь, коварство», М.Зощенко (1985)
«Девки», Н.Кочин (1987)
«Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили», В.Коркия (1988)
«Собачье сердце», М.Булгаков (1988)
«Как вам это понравится», У.Шекспир
«Сеанс черной магии» по «Плодам просвещения» Льва Толстого

«Собачье сердце» по М.Булгакову (1988)
«Амурные похождения Бальзаминова», А.Н.Островский (1994)
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской (1992 г.)

«Золотой осел», Апулей
«Нехорошая квартира» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1995);
«Ревность по-испански» (1995);
«Кьоджинские перепалки», Карло Гольдони (2001);
«Волки и овцы», А.Н.Островский (2001)

«Веронские любовники» Г. Горина (2000 г.)

«Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (2001 г.)

«Волки и овцы» А.Н. Островского (2002 г.)

«Дорога цветов» В.Катаева (2003 г.)

«Много шума из ничего» по У.Шекспиру (2004 г.)

«Хапунъ» В.Ольшанского (2005 г.)

«Школа влюбленных» по пьесе Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» (2007 г.)

«Госпожа Министерша» Б.Нушича (2008)

«Чехарда» по рассказам А.Чехова (2009)

актерские работы:

Воланд — «Нехорошая квартира» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1995, реж. С.Лерман).

Поделиться в соц. сетях