Театр

ИСТОРИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР «КОМЕДIЯ»

Сначала был «Снайпер». 23 апреля 1942 года в Горьком появился этот театр миниатюр и эстрады с говорящим названием, учрежденный при филармонии. Смех как оружие против врага, смех как опора народной стойкости стал главной репертуарной, постановочной и исполнительской идеей.
Театр принимал зрителей в старых филармонических стенах, на улице Свердлова. Организацией занялись опытные администраторы: в первую очередь, директор филармонии К.Н. Нуждин. Репертуарную часть обеспечивали Владимир Масс и Михаил Полонский. Именно они, а также музыкальный руководитель В.А. Махлин сочиняли эстрадные миниатюры и сатирические куплеты. За музыку отвечал уже знаменитый Борис Мокроусов. Иногда частушки придумывали экспромтом, на ходу, и энергетика исполнения с лихвой компенсировала импровизационные шероховатости. Куплеты сменялись лирикой, гротескные и эксцентричные танцы – импровизациями на балалайке и гавайской гитаре.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Приказ о преобразовании «Снайпера» в нижегородский театр комедии вышел в декабре 1946 г., но театр родился с первым спектаклем, а потому имеет точное место и дату своего рождения — г. Горький, 16 февраля 1947 года. В этот день состоялась премьера спектакля «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука. Есть у «Комедiи» и родители – это театральная семья с глубокими культурными корнями и традициями: актер Анатолий Любанский, его жена актриса Юлия Даминская, ее дочь Александра Добкевич.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Анатолий Любанский в создании Нижегородского театра комедии сыграл ту же роль отца-основателя, что и Н.И. Собольщиков-Самарин в истории Нижегородского театра драмы. Именно Любанский, прекрасный артист с довоенным эстрадным опытом, мастер розыгрышей, сочинитель скетчей и пародий, и выстроил эстетику театра. В ней сплавились интеллектуальность и пародийность, заостренность сатиры и яркость мюзик-холла. В памяти зрителей надолго остались лучшие роли мастера: бесстрастный профессор Хиггинс («Пигмалион») и добродушный Шельменко («Шельменко-денщик»).

zorin
Звездой же труппы и самым популярным в городе артистом, задающим высоту творческой актерской планки, называют Михаила Зорина. Он переиграл множество разнохарактерных ролей, вплоть до мадемуазель Ку-Ку в «Безымянной звезде». Когда он давал сольные концерты, поклонники выносили его на сцену на руках.

mayakovka

На десятилетия театр получил «новую квартиру». Улица Маяковского, реконструированное здание Крестьянского банка. Здесь тесно, зал неудобной конфигурации, сцена маловата, но… На этой сцене получил боевое театральное крещение молодой Владимир Вихров. На этой сцене Вадим Шилов выпестовал характер своего жизнелюбивого, сметливого, озорного Василия Теркина. Спектакль этот был чрезвычайно популярен в 60-е годы. Это было время неоднозначное – с одной стороны, режиссеры сменяли друг друга, не давая труппе привыкнуть к «одной руке». С другой стороны, в эти годы формировался костяк труппы, закладывались основы «комедийного стиля», традиции. В 60-е на сцене театра блистали звезды антрепризы – Екатерина Райкина, Элина Быстрицкая, Людмила Целиковская. Какие имена!
В 70-е главными режиссерами театра комедии были Виктор Львович Витальев, приверженец «героического романтизма» и Андрей Сергеевич Крутов, продолжатель традиций «русской театральной школы», основанной на тонком психологизме, тяготении к классике.

ЭПОХА ЛЕРМАНА

Lerman_s3

А в 1983 году началась новая эпоха — «эпоха одного имени». Это имя — Лерман. Главный режиссер. Семена Эммануиловича переманили из театра драмы, под проект нового театра.
С приходом С.Э. Лермана в истории театра комедии начался новый этап. Семен Эммануилович пришел не один, а со своими учениками – выпускниками Горьковского театрального училища, которому он как педагог отдал более 20 лет. Андрей Ярлыков, Юрий Григорьев, Елена Дертева, Владимир Демидов, Ольга Бубнова, Ирина Былина, Александр Семенов стали костяком труппы. Ее Лерман создал заново, не нарушая преемственности в смене поколений, скомплектовал в едином эстетическом комедийном ключе. Поэтому для «Комедiи» сегодня свойственна и эстрадность ее бывших мастеров (А.Н. Любанский, М.И. Зорин, Ю.М. Даминская), и комедийная школа акимовско-вахтанговского направления (А.А. Добкевич, Л.М. Шароградский), и элементы русской, советской комедийности (Е.Ф. Волкова, В.В. Шилов), и талантливый задор молодежи.

Спектакли Лермана прозвучали праздничными аккордами, манящими своей новизной; не случайно соратники называют его «борцом со штампами». В «Амурных похождениях Бальзаминова» он вывел на сцену сразу трех главных героев. Задолго до экранизации поставил «Собачье сердце» с потрясающей актерской удачей Андрея Ярлыкова в роли Шарикова. Народными «хитами» стали «Девки» и «Любовь и голуби». Точно в нерв перестроечного времени попал «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». На эти спектакли ходили по несколько раз, их советовали знакомым, ими хвалились перед столичными приезжими. Эти спектакли коллектив под руководством Лермана создавал в самые трудные годы (конец 80-х, 90-х), связанные с ремонтом здания, пожаром и бытовыми неурядицами, когда театр был вынужден скитаться по площадкам города. Театр гастролировал в регионах, выезжал на село. В том, что коллектив достойно пережил этот период, – большая заслуга С.Э. Лермана и людей, его окружавших.

НОВОЕ ЗДАНИЕ – НОВЫЙ ТЕАТР

novzdanie

Старое здание на Маяковской задало хлопот труппе, продуцирующей веселье. На премьере спектакля «Раскинулось море широко» с потолка хлынула вода, практически подыгрывая теме сценического действия. Как бы иллюстрируя страсти «Ревности по-испански», во время действия заполыхал пожар. Огонь тушили, не останавливая игры, – зрители ничего не заметили, но пожарные взяли театр на заметку, постоянно его закрывая. В 90-е годы труппа была вынуждена перейти на выездные спектакли, забыв о полноценных репетициях.
Двадцать лет стояло и разрушалось здание на ул.Грузинской, обещанное театру комедии. В 1999 году звезды сошлись. На него обратило внимание руководство города: мэр Юрий Лебедев «отбил» здание и театр у областных властей, и оперативно поставленный «на хозяйство» Дмитрий Коновалов, единственный в городе директор театра с профильным дипломом, взялись за дело возрождения здания. Новый директор только что очень кстати закончил бизнес-курсы по антикризисному управлению: «Приехал я на эту стройку: на крыше растут березки, кризис есть, я на месте».
Здание, реконструированное по проекту лучших архитекторов города, поднялось за девять месяцев. Город ахнул: роскошные интерьеры, французские зрительские кресла, мрамор, на постаменте перед входом танцует муза Талия. Да, это был храм искусств! Какая дорога ведет к этому храму, знали все: первые полгода в театр только и ходили «на новое здание», посмотреть интерьеры. Но в жизни «Комедiи» — такое название утвердилось отныне – начинался новый судьбоносный этап. Продуманная заранее концепция нового городского культурного центра включала организацию фестивалей, гастроли лучших столичных театров и режиссерские новации, прививку новой эстетики.

Валерий БЕЛЯКОВИЧ

belyakovich

Отец-основатель московского «Театра на Юго-Западе» Валерий Белякович, с его взрывоопасным темпераментом, жесткими постановочными правилами и шумным заморским успехом, воистину ворвался в жизнь театра. «Я – ремесленник, но крутой, которого по ремеслу никто не может обогнать», — сообщил он журналистам, и все затаили дыхание. Репетировал в закрытом зале, с классикой не церемонился, драматургию переписывал, приоритеты обозначал афористично и четко: «Для меня жанр – вещь раздвижная. Мне не нужна сложная архитектура. У нас набухают до хрена кресел, чтоб были «бабки» — а сцена пятиметровая. Но в театре главное – артист». Зрители после премьеры изумлялись: «Мы думали, в театре и артистов-то нет. А они есть – и какие! И поют, и танцуют, и просто великолепны!» Белякович приехал 23 июля 2000 года, включил форсаж, и 15 августа уже состоялся тест-прогон спектакля, запрограммированного на успех. Валерий Романович вернулся к себе на Юго-Запад, а «Сон в летнюю ночь», один из самых любимых и посещаемых спектаклей театра, так и остается в репертуаре. Зрители голосуют ногами до сих пор: аудитория «Сна» пополняется, обновляется, и, как и прежде, один раз увидев, люди возвращаются к этому феерическому зрелищу.
В 2002 году влияние столичного режиссера стало столь значимым, что он негласно стал выполнять роль художественного руководителя Театра «Комедiя». Постановки Юго-Западного мастера разделили репертуар на две части: до Беляковича и с ним. Своего московского детища он не оставлял: приезжал, в сжатом темпе делал спектакль, праздновал премьеру и отправлялся домой. Пресса ликовала и не скупилась на комплиментарные рецензии, зритель отвечал аншлагами, «Комедiя» стремительно выдвинулась в театральные лидеры. В общей сложности за шесть лет Валерий Белякович поставил восемь спектаклей, в том числе «На дне», «Tabernaria», «Самоубийца», «Дураки», «Даешь Шекспира», «Ромео и Джульетта», «Куклы».
Сосуществование в театре двух больших художников – Лермана и Беляковича – тема непростая. Но в условиях конкуренции творческое начало активизируется: даже в весьма почтенном возрасте Семен Эммануилович ставит актуальные, веселые, умные и поучительные спектакли: «Веронские любовники» Г. Горина (2000) и «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (2001). «Дорога цветов» 2003 г. и «Хапунъ» (2006), «Госпожа Министерша» (2008) и «Чехарда» (2009) – и получает высшую театральную награду, которую может получить театральный демиург в России: весной 2009 года ему присуждают «Золотую маску» в номинации «За честь и достоинство». А через полгода, 9 ноября 2009 года, С.Э.Лерман ушел от нас в Вечность…

Семен ЛЕРМАН: «…люди только говорят, что любят смотреть бесконечные «стрелялки», бандитские разборки – без всяких там сантиментов. На самом деле в любом «забойном» спектакле или фильме задевает больше всего как раз лирика, человеческие отношения. Главным для меня в театре остается жизнь человеческого духа.

Иногда все вроде бы складывается: и пьеса, и автор, и актерский состав… А чего-то не хватает. Чего?! Случается, догадаешься. Бывает, что не догадаешься никогда. Творчество – это тайна».

«НАШИ» РЕЖИССЕРЫ

AYarlikov

Андрей ЯРЛЫКОВ – прежде всего замечательный актер, ученик Лермана, звезда театра. Настоящий талант всегда многогранен, и Андрей Алексеевич открыл в себе режиссерское дарование. Несколько лет (до 2010 года) он был режиссером театра, поставил очень разные, яркие и спорные, экспериментальные и классические, но всегда интересные спектакли. В 2009 г. Ярлыков закончил РАТИ (курс В.Р.Беляковича). Его творческий стиль соединяет в себе лучшее от обоих учителей: лермановские искрометность, верность традициям; нестандартность, музыкальность, динамизм, идущие от Беляковича; собственные черты — очень живую, реалистичную и современную атмосферу спектаклей. Андрей Ярлыков — постановщик целого ряда успешных спектаклей: «Детектор лжи» по пьесе В.Сигарева (2006), «Очень простая история» М.Ладо (2007), «Инь и Ян» Б.Акунина (2008), «Выходили бабки замуж» Ф.Булякова (2008).
Опыт В.Р.Беляковича и А.Ярлыкова показал, насколько плодотворен путь сосуществования режиссера и актера в одном лице. А в нынешней ситуации, когда понятие «свой режиссер» постепенно уходит из обихода театров, особенно в провинции, где репертуар формируют заезжие легионеры, рождение «своего» режиссера в актерской среде становится чудом!

Надежда КОВАЛЕВА  — чудесная актриса, яркий бриллиант в труппе театра «Комедiя» — однажды решила попробовать себя в режиссерском амплуа. Получилось удачно: в 2010 году на малой сцене театра появился тонкий, лиричный, атмосферный спектакль «В темных аллеях» по рассказам И.Бунина. А осенью 2010 года в «Комедiи» Надежда поставила «Примадонны». Спектакль получился смешной, легкий и динамичный, премьера прошла с огромным успехом! Этот опыт вдохновил Надежду на следующие постановки: через год на большой сцене театра нижегородцам прописали «Лекарство от любви» по пьесе В.Красногорова; в 2012 появились «Бешеные деньги» (А.Н.Островский) — не в бюджете театра, так на сцене; в 2013 и 2014 годах репертуар малой сцены пополнился «Дульсинеей Тобосской» А.Володина и «Домом Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки. Спектакли демонстрируют растущее режиссерское мастерство Надежды, вкус и тонкость в выборе материала, интересные ракурсы подачи, яркие сценические находки.

Дмитрий КРЮКОВ – еще один актер театра «Комедiя», который открыл в себе режиссерский талант. И сразу – с основательной профессиональной подготовкой: в 2009-2014 годах он учился на режиссерском курсе Валерия Беляковича (ГИТИС). В 2012 году на большой сцене нашего театра была поставлена его первая режиссерская работа — сказка по пьесе А.Чупина «Аладдин». В 2014 году Дмитрий поставил на малой сцене «Комедiи» спектакль о сложной актерской судьбе «Я, Фейербах» (по пьесе Т.Дорста).


Ирина ЧЕРНЫШОВА – «Режиссер театрализованных представлений». Так официально звучит её профессия. На деле это человек — фонтан творческих идей, а временами настоящая волшебница!
Каждый год к зимним праздникам Ирина, как и положено фее, создает для детей удивительные сказочные миры: то это рыцарские средневековье («Зимняя легенда», 2009), то Расчудесия по мотивам Л.Кэрролла («Алиса в Расчудесии», 2010), то Страна Фантазия («Хранитель сказок», 2013)

В каждой интерактивной сказке ребят ожидают увлекательные путешествия – например, научно-интересная экспедиция в поисках «Атлантиды» или фантастические приключения в звездном Лабиринте («Лабиринт снов», 2015).

Кроме создания сказок, Ирина — режиссер крупных мероприятий: фестивалей, городских, областных, корпоративных праздников, проводимых с учетом мировых тенденций event-индустрии. Это означает, что под управлением режиссера работает большая творческая команда, готовая создавать праздники любого уровня сложности, и каждый винтик в этом механизме, от сценарной разработки до технического оснащения, находятся под её контролем.

В списке работ режиссера: Международный мультимедийный фестиваль «Живое слово», театральный фестиваль им Е. Евстигнеева, ежегодный конкурс «Мисс Нижний Новгород», церемонии открытия новых предприятий, городские тематические праздники на центральных площадях и улицах, например, театрализованные прологи ко Дню победы, Дню народного единства, фестиваль фейерверков и многое другое.

МАЛАЯ СЦЕНА

В 2005 г. открылась малая экспериментальная сцена, где с успехом идут интерактивные сказки для детей, созданные и воплощенные И. Чернышовой. Они ставятся на каждый Новый год, и некоторые из них оказываются настолько успешными, что остаются в постоянном прокате – как, например, «Загадки Атлантиды» (премьера 2014 года). В 2009 году на малой сцене появился и «взрослый» репертуар: А.Ярлыков поставил дискуссионный и необычный спектакль «Я» по пьесе нижегородца А.Маркова, Н.Ковалева дебютировала со спектаклем «В темных аллеях» по И.Бунину. С тех пор репертуар малой сцены постоянно пополняется: Н.Ковалева и Д.Крюков избрали малую сцену местом режиссерских экспериментов, и каждый год ставят там новые спектакли, которые дарят нам яркие впечатления и пищу для размышлений.

МЮЗИКЛЫ

Еще одна область театральных представлений, где «Комедiя» оказалась в авангарде. Наиболее популярный и востребованный жанр, сочетающий увлекательность театрального представления и красоту эстрадного вокала – классический мюзикл, созданный по всем канонам легендарных бродвейских шоу (с поправкой на сценические и финансовые возможности нестоличного театра), впервые был поставлен в Нижнем Новгороде на сцене нашего театра. Им оказался «Леонардо», созданный творческим тандемом «К.Брейтбург – Е.Муравьев и поставленный творческой группой продюсера и композитора К.Брейтбурга в октябре 2011 года. Этот проект оказался настолько востребованным и успешным, что через 3 года, в сентябре 2014, на сцене «Комедiи» уже пел «Казанова». Он получил «путевку в жизнь» от тех же создателей и той же команды постановщиков.

«КОМЕДIЯ» СЕГОДНЯ

Сегодня на сцене театра «Комедiя» представлены практически все комедийные жанры. Зритель может выбирать между философией трагикомедии и легким изяществом мюзиклов, между сатирой и комедийно-лирической стихией, сарказму памфлета предпочесть иронию комедии нравов.
В труппе немало настоящих мастеров своего дела. Среди них – заслуженные артисты России Марина Вязьмина, Василий Попенков, Татьяна Протопопова, Ольга Удалова, Валерий Кондратьев, Владимир Маркотенко, Сергей Бородинов, лауреаты премии Нижнего Новгорода Игорь Смеловский, Надежда Ковалева и Дмитрий Ерин, лауреаты премии «Нижегородская жемчужина» Михаил Булатов, Игорь Михельсон, Руслан Кутлыев, Юлия Лыкова. В последние годы труппа заметно пополнилась талантливой молодежью: в спектаклях и мюзиклах производят яркое впечатление и запоминаются Марина Замыслова, Евгений Пыхтин, Татьяна Киселева, Антон Судеев, Анастасия Павлова, Алина Гобярите.
В театре идут спектакли, созданные известными режиссерами и художниками. С нами работали: москвичи Елена Невежина, Александр Бармак, Анна Трифонова, Валерий Саркисов, Андрей Абашкин; Роман Смирнов (Санкт-Петербург); нижегородцы Сергей Бутусов, Александр Ряписов, Александр Крутов, Олег Блинов.
Постановки последних лет также отмечены зрительским вниманием и высокими оценками критиков. Спектакль В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» в постановке В. Беляковича неизменно идет при аншлаге. На фестивале современной пьесы «Новая драма» в Москве (18 – 28 сентября 2003 г.) жюри высоко оценило спектакль «Комедiи» по пьесе польского автора Д. Новаковского «Губы Мика Джаггера», отметив режиссуру Елены Невежиной (г. Москва) и мастерство актеров.
Другой спектакль «Комедiи» — «Провинциальные анекдоты» в постановке петербургского режиссера Романа Смирнова – на фестивале современной поствампиловской драматургии в Иркутске (15 – 22 сентября 2003 г.) вошел в пятерку лучших и был отмечен председателем жюри Валентином Распутиным как спектакль, в котором бережно сохранен дух драматургии А. Вампилова.
Лауреатами премии Нижнего Новгорода стали спектакли «На дне» М. Горького в постановке В. Беляковича (2001 г.), «Дорога цветов» В. Катаева (2003 г.) в постановке С. Лермана, «Хапунъ» Н. Ольшанского (2006 г.) в постановке С. Лермана и засл. арт. России А.Ярлыкова, «Пять вечеров» А.Володина (2013) в постановке А.Трифоновой (Москва).
В «Комедiи» с успехом выступают с гастролями столичные труппы. Новую сцену освоили Московский театр-студия под руководством Олега Табакова, Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», «Сатирикон», Московский театр на Юго-Западе, МДТ им.Станиславского, Белорусский национальный академический русский драматический театр им. Максима Горького, швейцарский Театр Види Лозанн Э.Т.Е. и английский театр AandBC.
«Комедианты» не только принимали гостей на своей сцене, но гастролировали и сами — в Севастополе (лето 2002 г.), Москве (осень 2002, 2003, 2007, 2008, 2009 гг.), Иркутске (осень 2003 г.), Самаре (2004 г.), Чебоксарах (2006 г.), Кирове (2007, 2008, 2009). С театрами Кирова и Таганрога состоялся ряд очень плодотворных обменных гастролей: кировский «Театр на Спасской» — частый гость на сцене «Комедiи», а наши актеры с удовольствием выступали в Кирове. На родину Чехова труппа «Комедiи» съездила в 2010 году, взаимно приняв на своей сцене Таганрогский театр драмы.
На сегодняшний день «Комедiя» является одним из самых посещаемых театров города. Здесь любят и ценят каждого зрителя, всегда идут навстречу и делают все, чтобы посещение театра приносило радость. Раньше всех театров здесь была введена компьютерная программа продажи билетов. В августе 2014 года началась online-продажа через систему «Радарио». Это не только значительно упрощает процесс приобретения билетов, но и позволяет поддерживать контакт с постоянными зрителями.

Театр находится в постоянном развитии и открыт всему новому!

Историческая справка

Руководители нижегородского театра комедии:

1942 -Н.С.Северный, А.А.Иванов

1942-1943 — С.Н.Тарасов

1943-1945 — А.В.Левкоев

1944 – 1950 — А.Н.Любанский

1950-е — В.А.Менчинский, В.Ф.Савельев, А.В.Емельянов, М.А.Ошеровский, И.И.Бахметьев, О.Б.Эллинский

1958-1960 — С.А.Крутов

1961-1962 — А.М.Ханович

1963 — К.К.Кякшто

1964-1965 — Л.М.Шароградский

1966 — Х.Б.Гим

1967-1969 — Л.М.Шароградский

1972-1977 — В.Л.Витальев

1978-1981 — А.С.Крутов

1983-2009 — С.Э.Лерман

2002-2006 — Негласное художественное руководство В.Р.Беляковича

С 2009 года художественное руководство театром осуществляет худ.совет во главе с директором, заслуженным работником культуры, лауреатом премии Нижнего Новгорода Д.И.Коноваловым.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ТЕАТРА:

Сцена (ширина – 8,5 м, глубина – 14 м, высота – 7 м, круг диаметром 9 м)

Современное световым и звуковым оборудование

34 штанкета длиной от 10 до 12 м с высотой подъёма до 16 м.

Сохранить

Поделиться в соц. сетях