ДАМИНСКАЯ Юлия Матвеевна

ДАМИНСКАЯ Юлия Матвеевна

1894– 1953

Актриса, режиссер

Артистка Горьковского театра комедии

с 1947 по 1951 год.

Заслуженная артистка РСФСР

Daminskay_4

Юлия Матвеевна Даминская являлась наследницей богатых актерских традиций классического русского театра: ее мать, Александра Федоровна Грибунина (в замужестве Фундаминская, или фон Даминская), была актрисой сначала в хоре Большого театра, затем — Московского Малого театра (с 1892 г.), наконец, перешла в труппу Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринки), где играла до 1918 года, а потом — с 1923 и до конца жизни. Дружила с Т. Л. Щепкиной-Куперник, М. Н. Ермоловой, А. А. Яблочкиной, и была представительницей той же классической русской театральной школы.

Отец Юлии Матвеевны, Матвей Тимофеевич Строев, также работал в Малом театре, учился у А. П. Ленского. Настоящая его фамилия была Фундаминский, или фон Даминский, и эта фамилия без приставки «фон» стала сценической для его дочери. В 1911 году он переехал в Киев, где стал известным антрепренером и режиссером одного из киевских театров миниатюр. Первый муж Юлии Матвеевны и отец Александры Анатольевны,  Анатолий Иванович Добкевич, заслуженный артист РСФСР, был красавец. Играл в Московском театре Корша (с 1913 г.), но вскоре его пригласили в Киев, в Земский союз, и он перебрался в южные края: довелось ему служить в театрах не только Киева, но и Харькова, Одессы. В 1931 году он вступил в труппу Симферопольского драматического театра, где играл до конца жизни.

Юлия Матвеевна Даминская обладала ярчайшим и необыкновенно разноплановым комедийным даром, который позволял ей с равным успехом выступать в комических и характерных ролях классического репертуара, в кукольных представлениях и на эстраде. В 1913 году она окончила драматические курсы при Московском филармоническом училище (предшественник ГИТИСа), курс Александры АлександровныЯблочкиной, знаменитой актрисы Малого театра. Свободолюбивый характер, бунтарский дух, стремление к поиску новых форм, свойственные Даминской, не позволяли ей «осесть» на одном месте, поэтому служила она во множестве разных театров, преимущественно новых, авторских, экспериментальных, во множестве появившихся в России в годы относительного либерализма.

В 1913–1914 годах она выступала в труппе московского «Свободного театра», который был основан К. А. Марджановым как многожанровый театр, соединяющий различные сценические искусства, исполняющий одним составом драмы, оперетты, оперы, пантомимы. Этот необычный театр работал всего один сезон в саду «Эрмитаж». В числе коллег Даминской по «Свободному театру» значились такие выдающиеся актеры, как Иван Мозжухин, Мария Блюменталь-Тамарина, Александр Таиров, Алиса Коонен…

В 1914 году Юлия уехала с мужем в Украину, где выступала в театрах и антрепризах Киева и Харькова. В первой половине 1920-х годов Юлия Матвеевна служила в московском увеселительном театре-саду «Аквариум». Современники вспоминают, как она с блеском, филигранно исполняла незатейливые французские песенки и с Леонидом Утесовым играла скетч «Вместо дебюта». Даминская была востребована и в кино, где снималась в эпизодических ролях.

В 1920-е годы пути Юлии Даминской и Анатолия Добкевича разошлись. Анатолий Иванович связал свою жизнь с известной актрисой Александрой Федоровной Перегонец, а Юлия Матвеевна в 1926 году встретила актера, конферансье и руководителя Харьковского театра миниатюр «Табакерочка Полишинеля» Анатолия Любанского.

В 1930 году Любанский и Даминская приехали в Горький и стали руководителями мюзик-холла при Горьковской филармонии.Оба они, люди творческие и разносторонние, проявили себя в разных формах: Даминская играла и режиссировала отдельные номера, Любанский не только играл, но и выступал как конферансье. Впрочем, и режиссерству был не чужд. Город их обожал! Молодые, красивые, дерзкие, не боящиеся «выстрелить» с эстрады острым словом, они заряжали публику оптимизмом и желанием жить. Мюзик-холл просуществовал недолго: в середине 1930-х его сменил Горьковский театр эстрадных миниатюр, который просуществовал до войны. Во время войны творческий союз Любанских уехал в Пермь (тогда Молотов), где сформировался очень интересный коллектив эвакуированных артистов, объединившихся также в театр миниатюр! Привлеченная кипением творческой жизни, туда приехала и Александра Добкевич, эвакуированная с Ленинградским театром комедии в Челябинск. Два года сложившийся семейный состав с большим успехом выступал перед жителями Молотова-Перми. Но в 1944 году театр миниатюр был расформирован (в те годы в Перми культурные учреждения закрывались одно за другим), и их, всех троих, пригласили в Горький, где вновь образовался свой театр миниатюр — «Снайпер». Анатолий Никитич Любанский, опытный антрепренер театров малых форм, взял на себя руководство театром, преобразовав его в ТЭМ — Театр эстрады и миниатюр. Юлия Матвеевна занялась режиссурой эстрадных номеров. А в 1946 году комиссия из Москвы, высоко оценив работу театра, посоветовала подумать о крупных театральных формах, и, по примеру Ленинградского театра комедии, Любанский и Даминская решили создать Горьковский театр комедии.

Здесь Анатолий Никитич и Юлия Матвеевна, выступая и в качестве актеров, и в качестве режиссеров многих спектаклей, проработали до 1950 года. Некоторое время Ю.М.Даминская еще работала консультантом-методистом по художественному чтению в горьковском городском Доме народного творчества. Умерла в 1953 году.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:

Оксана Дуброва — «Приезжайте в Звонковое», А.Корнейчук (1947, режиссер В.А.Мазенков)
Живка – «Госпожа министерша», Б.Нушич (1947, реж. Е.Т.Асеев);

Ольга Павловна — «Чужой ребенок», В.Шкваркин (1947, режиссер – В.А.Мазенков);

Миссис Хиггинс — «Пигмалион», Б.Шоу (1948, режиссер В.П.Лермин);

Клавдия Павловна — «Человек с того света», В.Дыховичный, М.Слободской (1948, режиссеры Ю.М.Даминская, А.Н.Любанский)

Фенна Степановна — «Шельменко-денщик», Г.Квитка-Основьяненко (1948, режиссеры Ю.М.Даминская, А.Н.Любанский)

Дудкина — «День отдыха», В.Катаев (1948, режиссеры Ю.М.Даминская и В.Ф.Савельев)
Мадам Мильда — «Кому подчиняется время», бр.Тур и Л.Шейнин (1949, режиссер А.Н.Любанский)

Режиссер спектаклей:

В.Дыховичный, Б.Ласкин, М.Слободской «Одиннадцать неизвестных» (1947, вместе с А.Н.Любанским)

В.Дыховичный, М.Слободской «Человек с того света» (1948, вместе с А.Н.Любанским)

Г.Квитка-Основьяненко «Шельменко-денщик» (1948, вместе с А.Н.Любанским)

В.Катаев «День отдыха» (1948, совместно с В.Ф.Савельевым)

Поделиться в соц. сетях