Всё смешалось в доме Свифта

Театр «Комедiя» 10 марта в рамках областного театрального фестиваля «Премьеры сезона» представил свою новую работу – спектакль «Дом, который построил Свифт» в постановке Вадима Данцигера.

Пьеса, написанная более 30 лет назад блестящим мастером иронии Григорием Гориным, до сих пор не теряет ни свежести, ни актуальности. А всё потому, что эта пьеса написана про самое главное – про нас. Да, про каждого из нас и наш выбор.

Театр в театре

Действие этой театральной фантазии происходит в доме одного из самых загадочных писателей конца XVII — начала XVIII веков Джонатана Свифта, который населяют вымышленные персонажи из его произведений. Сюда прибывает психиатр доктор Симпсон и тут же попадает в круговорот мистерии, которую разыгрывают лилипуты, великаны, йеху, гуигнгнмы и прочие «неодномерные» люди. Здесь правда настолько тесно переплетается с вымыслом, что невольно вспоминается фраза Шекспира о том, что весь мир – театр, да и вообще вся история рассказана ярким и выразительным языком, представляя «театр в театре».

Приём «двойной игры» требует высокого актерского мастерства

И здесь сразу хочется отметить актёрские работы, потому что приём «двойной игры», заданный автором в пьесе, – это далеко не простая форма существования на сцене, требующая от артистов достаточно высокого мастерства.

Дворецкий Патрик в исполнении Игоря Михельсона с первых минут задаёт тот иронично-философский тон, которым пронизана вся постановка. Гротеск и лёгкость, юмор и трагедия, трезвый, холодный ум и полное безумие – всё перемешалось и в этой роли, и в образе, который блестяще создал актёр. Это явная удача спектакля.

Очень выразителен Александр Калугин в роли господина Некто, который живёт вечно. Именно этот персонаж говорит о том, что всё уже когда-то было и всё повторяется вновь и вновь, от века к веку, от эпохи к эпохе.

Эта неопределённость и одномоментность существования очень интересно отражена в костюмах: шотландские килты, строгие сюртуки, сутана Свифта, больничная пижама, смирительная рубашка и галантные галстуки – всё смешалось в этом доме, как и в этом мире, как и в душе каждого из нас.

Дом Свифта полон мистификаций и вымысла

Философия в «Комедiи»

Одним из самых больших вкладов в идею всего спектакля является, конечно же, сценография художника Бориса Шлямина, который нашёл предельно лаконичный и точный образ всей постановки. Многоуровневая конструкция-трансформер не только расширяет игровое пространство сцены, выступая то в роли стакана чая, в котором проживается трагедия двух лилипутов-эмигрантов, то становясь трибуной для злободневных выступлений и острой критики, а то и вовсе становясь камерой заключения для провинившихся неизвестно в чём бродячих актёров. И эта индустриальная, а подчас и военизированная конструкция, постоянно двигаясь, то расширяя, то предельно сужая сценическое пространство, как будто ведёт свой собственный разговор со зрителем. О скоротечности жизни, о постоянных переменах, о мучительных внутренних метаниях.

Кстати, о зрителях. Этот спектакль публика приняла весьма и весьма неоднозначно. Кто-то удивился некоторым режиссёрским ходам, кто-то восторгался актёрским ансамблем, кто-то оценил мультимедийные технологии и музыку, а кто-то захотел перечитать «Путешествия Гулливера», ведь именно им, Гулливером, и возомнил себя доктор Симпсон, окончательно сойдя с ума в этом доме, полном мистификаций, розыгрышей и вымысла. И, по иронии судьбы и авторов постановки, только сойдя с ума, он понял себя, понял эту жизнь и всё устройство этого безумного мира. Мира, в котором возможно абсолютно всё. И всё зависит только от одного – от твоей личной готовности поверить в это.

Этот проект, безусловно, неординарный, требующий от зрителя определённой подготовки и эрудиции. И совершенно ясно одно – такого глубокого философского спектакля на нижегородской сцене не было давно. Осталось только пожелать театру и всей постановочной группе успеха в традиционном ежегодном областном театральном фестивале-конкурсе, итоги которого будут подведены 19 марта.

Елена МИНСКАЯ

Источник: Сайт «Патриоты Нижнего»

 

 

Поделиться в соц. сетях