Ким БРЕЙТБУРГ: «На эстраде не хватает бунтарей»

И все же композитор уверен, что молодые исполнители могут пробиться на вершину

Надо было слышать, как рукоплескала публика артистам и постановщикам нового мюзикла «Казанова» на премьере в нижегородском театре «Комедiя» — спектакль получился действительно яркий, зрелищный и во многом ироничный.

На премьеру приехал автор — известный композитор Ким Брейтбург, работавший с такими звездами, как Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Лайма Вайкуле и Борис Моисеев. «НН» удалось поговорить с композитором.

На стыке театра и поп-музыки

— Ким Александрович, в Нижнем только что с успехом прошла премьера вашего мюзикла «Казанова». Что было самым интересным и сложным в работе?
— Это уже вторая постановка «Казановы». Но если первая была в Красноярском музыкальном театре, то у вас театр драматический. А актеры играют все же довольно сложную музыкальную пьесу. Хотя с другой стороны для многих актеров это уже второй опыт работы в мюзиклах. Когда мы ставили «Леонардо», артистам многое было в диковинку, а сейчас они уже были к этому готовы. И все же «Казанова» гораздо сложнее, чем «Леонардо». К тому же кроме артиста Евгенния Пыхтина мы пригласили на роль Казановы Андрея Паньшина, человека совсем не театрального, а из рок-н-ролла. И ему надо было сыграть не себя, а персонажа. Но в целом он справился.
— Следите ли вы обычно за дальнейшей судьбой актеров ваших мюзиклов?
— Конечно. Ведь постановка спектаклей — дело не быстрое, к людям привыкаешь, и, естественно, они тебе уже небезразличны. Но артисты, бывает, мигрируют по разным обстоятельствам из театра в театр. Вот Маша Елизарова участвовала в «Леонардо», а сейчас уехала в Питер играть в мюзикле «Чаплин». Тот опыт, который артисты получают в наших постановках, они потом с успехом используют на других сценах.
— А почему вы вдруг перешли на театр?
— Почему же «вдруг»? У нас еще в группе «Диалог», в которой я начинал, были драматические музыкальные постановки. Так что обращение к театру вполне уместно. К тому же своими корнями мюзикл и эстрада очень близки друг другу. И большинство работ, которые мы сделали, находятся как раз на стыке эстрады и театрального искусства. Как показывает опыт, людям это нравится. Вообще когда делается все профессионально, получается хороший продукт.

На ТВ пропал элемент новизны

— Почему вы в свое время, можно сказать, на пике популярности «Диалога», который собирал огромные залы еще в 80-е годы, решили распустить группу?
— Просто все имеет свое завершение. В 1992 году я понял, что музыка, которую мы играли и культивировали, перестала быть актуальной. Можно, конечно, было существовать и дальше, но зачем?
— Вы писали практически для всех звезд эстрады: Пугачевой, Киркорова, Долиной, Моисеева, Лаймы. А с кем из исполнителей было работать интереснее всего?
— Знаете, мне интереснее сам процесс. Но так случилось, что, например, с Борей Моисеевым приходилось работать больше всех, потому что он был артистом компании, с которой я сотрудничал. Также и с «Премьер-министром», Мариной Девятовой, участниками телевизионных проектов «Народный артист» и «Секрет успеха». Но все имеет свои рамки. Контракты с этими артистами закончились, и я стал искать что-то другое.
— На ТВ и сейчас идут всевозможные талант-шоу, почему бы вам не продолжить сотрудничество?
— Телешоу, на мой взгляд, тоже изменились. Пропал элемент новизны, и мне это сейчас не очень интересно. Все-таки театр и мюзикл ближе к искусству. Но мне хочется делать это тоже по-разному. Вот недавно в Минске мы выпустили мюзикл «Дубровский», очень хороший спектакль получился с оркестром. Только что в Московском театре оперетты прошла премьера мюзикла «Джейн Эйр». Кстати, вдохновительницей спектакля была моя жена, она очень любит этот роман. Мы предложили это в театр. По звучанию мюзикл другой, хотя и там, конечно, не обошлось без поп-музыки, в нем есть немало достаточно запоминающихся мелодий. Но все же это не песенный мюзикл, мы проделали огромную работу с симфоническим оркестром. В целом, и публике, и критике спектакль понравился.

Престиж падает

— В работе вам всегда помогает ваша жена Валерия. Как вы с ней познакомились?
— С супругой мы были знакомы еще до «Народного артиста». Лера из Уфы, она преподавала вокал в Москве. Как-то меня попросили помочь певице по имени Слава, и я обратился к Лере. Так что когда понадобился педагог в телепроектах, я уже смело порекомендовал ее. Но тогда мы еще не были мужем и женой. Нашему союзу в будущем году будет 10 лет. Это не была любовь с первого взгляда, но мы поняли, что должны быть вместе.
— Скоро у вас еще один юбилей (композитору исполняется 60 лет. — Авт.). Вы уже знаете, как и где будете его отмечать?
— Пока не решил. Скорее всего, в этот день я сбегу куда-нибудь. Не хочется никаких особых торжеств. Лучше провести этот день в работе. А может быть, даже просто отдохнуть.
— Что вы сейчас слушаете сами?
— Я неофит в жанре мюзикла, и мне пришлось наверстывать то, что я в свое время пропустил. Слушал все, с начала ХХ века, ведь истоки жанра зарождались именно тогда. А когда еду в машине, чаще всего слушаю радио «Культура» и радио «Орфей», симфоническую, классическую музыку.
— Что или кого тогда, по-вашему, не хватает сегодняшней эстраде?
— Бунтарей, лидеров. Артисты пугачевской школы уже состарились, им под 60, для эстрады это возраст критический. Но этой нехватке, как ни странно, есть свое объяснение. Все это связано с расслоением нашего общества. Написать сегодня хит, который устроил бы всех, — невозможно. Поэтому когда говорят, что вот, мол, Соловьев-Седой или Мокроусов писали хиты — и их пела вся страна, я отвечаю, что в те годы у нас было монолитное общество, было меньше информации. Достаточно было выступить в «Утренней почте» — и тебя уже знала вся страна. И все же если у нынешнего артиста есть предпосылки к оригинальности и независимости, то шанс стать любимым миллионами есть и у него. Но в целом престиж этой профессии падает.
— Ваши дети связаны с музыкой?
— Нет. Хотя сын от первого брака, можно сказать, все же связан — он очень хороший звукорежиссер, делал звук ко многим французским фильмам. А еще он много работал со всеми звездами эстрады. Его хорошо знают и без меня. А дочь получила медицинское образование, у нее трое детей.
Оксана Земская
Фото kim-gornovosti.ru

Справка «НН» 

Ким БРЕЙТБУРГ — композитор, продюсер. Создатель и участник группы «Диалог». Работал в Театре Аллы Пугачевой, с Константином Меладзе, продюсировал Николая Трубача, группу «Премьер-министр», Бориса Моисеева и многих других исполнителей. Автор мюзиклов «Голубая камея», «Снежная королева», «Дубровский», «Леонардо», «Казанова», «Джейн Эйр», а также более 600 песен. Самые известные из них: «Петербург-Ленинград», «Необыкновенная», «Голубая луна» и другие. Заслуженный деятель искусств РФ.

Источник: Сайт «Нижегородские НОВОСТИ»

 

 

Поделиться в соц. сетях