Закопёрщик Боков

Пока об актере помнят, он живет в сердцах людей. А если коллегам по сцене хочется еще и, вместе собравшись, поговорить о нем, значит, этот человек действительно стоил того. Значит, он сделал для тех, кто был с ним рядом в жизни и профессии, что-то такое, что надолго запало им в душу.

Пути-дороги

Игорь Сергеевич Боков родился 7 сентября 1938 года в Горьком в интеллигентной семье. Он рано повзрослел, рано обрел самостоятельность. Несмотря на то, что отец был главным бухгалтером Горьковского пароходства, а мама — преподавателем физики, Игорь тринадцатилетним подростком начал уже трудовую деятельность, устроившись кухонным работником на пароход «III Интернационал». Проработав всю навигацию, парень стал поваром-кондитером. А в 1956 году окончив 14-ю школу, что в Холодном переулке, поступил в театральную студию при театре драмы.

Впервые вышел на профессиональную сцену Горьковской драмы в массовке в августе 1957-го. А дальше так и повелось, что уроки мастерства брал не только у маститых педагогов Яворского, Лебского, Гостевой, Таршина, Булюбаш, Алексеевой, но и у блестящих актеров театра Самариной, Горянской, Соколовского, Левкоева и других.

По окончании студии был приглашен сначала в Горьковский театр юного зрителя, а потом — в театр комедии. В той и другой труппе начинающий актер проработал по два года. Затем, как и у многих лицедеев, не дававшая покоя тяга к перемене мест заставила его поменять еще несколько российских театров — в Калининграде, Барнауле, Красноярске. В 1971 году Игорь Сергеевич вернулся в родной город и вновь поступил в труппу Горьковского (Нижегородского) театра комедии, которому не изменял уже до конца жизни.

Лидер труппы

Лауреат региональных фестивалей драматического искусства, заслуженный артист РСФСР, удостоенный ордена «Знак Почета» Игорь Боков, с одной стороны, признавался, что его «актерская судьба оказалась счастливой — во всех театрах было сыграно много ролей», но в то же время называл целый ряд режиссеров, с которыми ему не удалось поработать. Таких как Гершт, Битюцкий, Голубовский, Корогодский, Соколов… «Это цвет нашего российского театра», — считал актер. Видимо, все-таки чувствовал какую-то творческую неудовлетворенность.

И это при том, как вспоминали собравшиеся на вечер памяти Игоря Сергеевича Бокова в Доме актера его партнеры по сцене, что играл он много, был одним из ведущих актеров, на котором держался репертуар театра комедии. Что ни спектакль, всё — Игорь Сергеевич… Сыграл Сталина в пьесе «Черный человек, или Бедный Сосо Джугашвили», Цыганова в «Варварх» Горького, Неуеденова в «Амурных похождениях Бальзаминовых» по комедии Островского, Профессора в «Сеансе черной магии» Толстого, Бацанова в «Любимце публики» Приемыхова, Комарова в «Подруге жизни» Корсунского и много других самых разных сценических героев и персонажей.

«Мало того, что артистом он был очень ярким, крупным и сразу, как только пришел в театр, завоевал внимание и расположение зрителей, так и человеком он был замечательным, — поделился воспоминаниями ведущий вечера, актер театра «Комедiя» Николай Пономарёв. — Игорь Сергеевич производил впечатление не только на публику, но и на партнеров. Нравился мужчинам своей принципиальностью во всех вопросах, касавшихся театра и жизни актеров, независимостью, упорством и настойчивостью (он и мне при случае, бывало, говорил: «Коля, стоять насмерть, ни шагу назад!..«), его обожали и женщины. Он умел найти к ним подход, умел галантно с ними обращаться, был настоящим джентльменом. А вообще пользовался у всех заслуженным авторитетом и уважением, был лидером нашего театра».

«А каким замечательным партнером он был — чутким, внимательным, надежным, никогда не тянул одеяло на себя! От близорукости (Игорь Сергеевич ведь даже операцию на глазах перенес) взгляд его иной раз становился настолько пристальным, что казалось, он буквально буравит тебя, проникает куда-то прямо в душу», — вспомнила Ольга Бубнова.

Запустил махину

О том, что Игорь Боков был интересен на сцене в разных ролях, что ему было присуще чувство юмора, а поэтому удавались не только серьезные, но и комедийные роли, говорили и другие актеры театра «Комедiя». Внешне он зачастую казался спокойным, сдержанным, но, по сути, был заводным и отнюдь не равнодушным человеком, умел отстоять свои убеждения и повести за собой. Не случайно Игорь Сергеевич много лет работал в правлении Нижегородского отделения Союза театральных деятелей и руководил актерской секцией.

Это по его инициативе — «человека творческого, активного, креативного», по словам бывшего сотрудника Дома актера Марины Кузнецовой, у нас еще в 1993 году возник конкурс литературного творчества актеров, у которого есть теперь уже своя история и сложились свои традиции. «Возглавляя актерскую секцию, заслуженный артист России Игорь Боков обратился с предложением к другому, не менее интересному актеру театра «Комедiя» Игорю Смеловскому: «Давай будем собирать народ, чтобы рассказывать „актерские байки“. „Давай!“ — согласился тот, и с тех пор почти каждый год в Доме актера проводится конкурс литературных работ нижегородских театральных деятелей, а с 2003 года выходят сборники произведений его участников. Сейчас этот конкурс посвящается памяти Игоря Бокова», — отметила Марина Ивановна.

Игорь Смеловский, в свою очередь, напомнил о том, что, будучи творчески неугомонным и деятельным человеком, Игорь Сергеевич взвалил на себя проведение и другого конкурса, идея которого возникла в СТД, — «Поют актеры драматических театров». «Он столько сил на него положил! Ему пришлось запустить всю эту махину, всё организовать, согласовать, со всеми встретиться и всё подписать…» А поскольку делать что-либо, не затрачивая себя до предела, Игорь Боков, видимо, не умел, то и надорвался…

Легкое дыхание

«Незадолго до кончины он стал жаловаться на усталость. Фестивали давались непросто, — поделился заслуженный артист России Василий Попенков. — Как-то возвращались мы с ним из театра, и Игорь предложил мне посидеть, поговорить, а я куда-то торопился и сказал, что в следующий раз посидим. Но следующего раза уже не случилось».

16 ноября 1999 года Игорь Сергеевич Боков умер.

С горечью заметила Ольга Бубнова: «Он очень рано и неожиданно ушел, ему совсем недавно всего 61 год исполнился».
А Николай Пономарёв добавил: «Мы только что в новое здание на улицу Грузинскую перебрались и репетировали „Веронских любовников“, где он должен был играть Герцога. Казалось, он в самом расцвете, ему бы работать и работать, и вдруг такое!..»

По словам режиссера Владимира Осьминина, который работал с Игорем Сергеевичем над ролью Гая в пьесе Погодина «Мой друг», Боков принадлежал к удивительной плеяде актеров, которых теперь остается все меньше и меньше.

«Я сейчас часто езжу по России, по разным театрам и вижу, как нынешние актеры (не все, конечно!) радуются тому, что их не назначили на роль: «Ой, как хорошо: зарплата идет, а я свободен!..» А актерам тех лет хотелось работать, и, конечно, закоперщиком в театре комедии был Игорь Сергеевич — и спектакля „Мой друг“, да и всей труппы. Он был заводной пружиной театра. С того времени мы с ним и подружились, могли и рюмочку вместе пропустить в перерывах между трудным творческим процессом. Дистанцию, тем не менее, соблюдали, амикошонства в наших отношениях не было. В работе Игорь Сергеевич четко знал, что я режиссер, а он актер».

Завершился вечер очень светлыми воспоминаниями заместителя председателя правления Нижегородского отделения СТД Надежды Михайловны Щербаковой, которая знала Игоря Сергеевича Бокова и в жизни, и в работе лучше и ближе других, так как ее сестра была его женой: «Игорь был самым дорогим человеком для всей нашей семьи. Всё держалось только на нем. Он себя полностью отдавал всем и всему: будь то театр, правление, фестивали, домашние проблемы, праздники, застолья… Он был очень легким, потрясающе талантливым человеком во всем, за что бы ни брался! И, конечно, после его ухода нам всем его безумно не хватает».

Ирина Никитина

Источник: Сайт  «Нижегородская ПРАВДА»

 

 

Поделиться в соц. сетях