Вадим ДАНЦИГЕР: «Заповеди никто не отменял»

27 и 28 февраля на большой сцене нижегородского театра «Комедiя» очередная премьера — фантасмагорическая пьеса Григория Горина «Дом, который построил Свифт». Ставят ее режиссер Вадим Данцигер, художник Борис Шлямин и художник по свету Сергей Скорнецкий. Репетиции уже выходят на финишную прямую, и корреспондент «НН» встретилась с Вадимом Данцигером, чтобы узнать что-нибудь особенно интересное о готовящейся премьере, творческих планах хорошо известного нижегородцам режиссера..

Спасибо Нижнему за Горького

— Итак, Вадим Иосифович, на нижегородской сцене будут дебютировать англичане?
— Никаких англичан мы играть не будем. Гориным взяты за основу произведения Свифта, но это абсолютно авторская вещь, взгляд драматурга на абсурд нашей жизни с использованием образов великого Свифта.
— Чем вы сейчас занимаетесь помимо того, что ставите в Нижнем Новгороде пьесу Горина?
— Вы не поверите — ставлю спектакли. Выпустил в Краснодаре «Один день из жизни города М» по повести «Дядюшкин сон» Достоевского. Сейчас работаю у вас. Следующий в планах — Владивосток, где я буду ставить в собственной инсценировке «Заповедник» Довлатова.
— К слову о Довлатове, как вы оцениваете «Конец прекрасной эпохи» Говорухина?
— В целом для себя я этот фильм принял: мне показалось, что в нем режиссер замечательно распределился в довлатовских компромиссах плюс замечательная, неореалистская реконструкция, такая вычурная, черно-белая… У меня не раз возникало ощущение, что я смотрю фильм, снятый «тогда». Очень удачные актерские работы. Материал этот мне очень дорог, и, конечно, было интересно, как другой режиссер его видит. Хотя, пожалуй, главный герой показался чересчур выхолощенным, чересчур денди.
— В связи с приближающимся юбилеем Горького в Нижнем Новгороде затевается нечто грандиозное. Вы не планируете по этому случаю никаких постановок?
— Нет, ни в чем подобном я не участвую. Знаете, как в анекдоте по мотивам «Леса» Островского: встречаются два актера — Счастливцев и Несчастливцев, и один спрашивает другого, как дела. «Не зовут! — отвечает тот. — Забыли!» — «И меня не зовут, — говорит первый. — Видимо, помнят». Хотя, думаю, ко мне как к режиссеру, который поставил здесь Горького, претензий быть не может. Вообще я очень благодарен судьбе за период работы в Нижегородском драмтеатре, когда ставил «Мещан», потому что это, как ни удивительно, оказался мой «горьковский» дебют. Я влюбился в Горького-автора! Но вообще в плане драматургии мне особенно интересны даже не произведения Горького, а его биография. Очень неоднозначный это был персонаж; как недавно написал о нем Акунин — «человек, испортивший свой некролог». Я имею в виду, в частности, позорную поездку на Соловки, по итогам которой была написана большая восторженная статья о «перековке»… Я ищу драматурга, с которым можно было бы сделать пьесу о самом Горьком.

Точка сборки

— Наряду с валом развлекательных лент невысокого класса в кинопрокате очевидна тенденция к показу элитных спектаклей, киноверсий великих опер. Но публика активнее посещает именно «не попсовое», «умное» кино. В чем секрет?
— В первую очередь в том, что мы живем в обществе, лишенном героя. Его нет ни в театре, ни в кино, и, наверное, только через серьезный, высокохудожественный материал можно достичь результата в этом поле. Люди подустали от чистого развлечения. Это только власть считает, что искусство должно развлекать, судя по их действиям в отношении театра и кинематографа. Видимо, они отталкиваются исключительно от запросов собственного интеллекта. Но, к счастью, есть достаточно большая часть населения, которая приходит в театр и в кинозалы с желанием думать.
— А формируется ли сейчас, в относительном вакууме, новый тип героя?
— Я для себя пока понимаю только его характер. Это, безусловно, будет человек созидающий. С идеологической точки зрения — понятия не имею. Народ у нас немножко заморочен, смещены ориентиры, так что порой человек не может отличить хорошее от плохого. Вот здесь, наверное, и есть точка сборки. Сейчас задача художника — возвращаться к определенным понятиям. Говорить, что такое хорошо и что такое плохо.
— «Хорошо» и «плохо» — однозначные понятия?
— А эти понятия и не могут быть неоднозначными. Заповеди еще никто не отменял. Я говорю не о религиозном аспекте, а об общечеловеческой морали, о том, что такое добро и зло, и попытки ставить это под сомнение, на мой взгляд, глупость. Другой вопрос, что сейчас возникает некоторая путаница, и необходимо все это опять разделить, сделать понятным. Но истину не надо «насаждать». Людей надо снова учить думать и разгребать кашу у них в голове, задавая определенные вопросы!
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Вадим Иосифович Данцигер родился 1 ноября 1969 года в Москве.
В 1989 году окончил Иркутское театральное училище по специальности «Актер театра и кино», несколько лет работал во Всероссийском объединении «Творческие мастерские» и в Центральном театре Советской армии.
В 1997 году окончил ГИТИС (мастерская Л.Е.Хейфеца) по специальностям «Режиссер театра» и «Актер театра и кино». В 2013 — 2014 годах занимал должность главного режиссера Нижегородского театра драмы имени Горького.
Осуществил свыше тридцати постановок на сценах российских театров. Снимался в фильмах «Триста лет спустя», «Золотой теленок», успешно работает как кинорежиссер («Шальной ангел», «Любовь — не то, что кажется», «Черкизона. Одноразовые люди», «Верное средство» и прочие). Лауреат театральных и кинофестивалей.

Источник: Сайт «Нижегородские Новости»

Поделиться в соц. сетях