Вадим Данцигер: «Свифт — величайший мудрец с потрясающим чувством юмора»

Спустя полтора года после ухода с поста главного режиссера Нижегородского театра драмы имени М. Горького Вадим Данцигер вернулся в наш город. Правда, сейчас он работает на сцене театра «Комедiя», да и приехал всего на несколько месяцев ради одной постановки, которая обещает стать одной из самых громких премьер этого сезона. С Вадимом Иосифовичем мы встретились, когда репетиции его новой постановки по пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт» только вышли на большую сцену.

Вадим Иосифович, расскажите, чем вы жили эти полтора года после отъезда из Нижнего Новгорода?

Проектов было очень много — проще рассказать, чем не занимался. За это время я успел снять шестой и седьмой сезоны телесериала «Верное средство» для «Рен ТВ» про жизнь и работу врачей. Во Владивостокском театре имени М. Горького поставил гоголевскую «Женитьбу», в Краснодаре — «Дядюшкин сон» Достоевского. В частном московском театре «Кураж» выпустил спектакль по пьесе итальянского драматурга Луиджи Лунари «Трое на качелях», который называется «В ожидании Некто».

За это время вы поменяли отношение к уходу из Нижегородского драматического?

Возможно, где-то в глубине души еще остается печаль, но мой уход не был моим решением. Я предпочитаю быть там, где я нужен, и если я не нужен, то зачем же себя навязывать? Я люблю театр, и мне все равно, в какой точке на карте страны ставить спектакль. У меня по-прежнему есть желание служить в театре главным режиссером, но в нашей профессиональной среде сейчас сложилась непростая ситуация — директора настороженно относятся к нашему брату режиссеру. Приехать и поставить спектакль — пожалуйста, а выстраивать долгосрочные отношения не хотят.

Почему вы решили принять приглашение театра «Комедiя»?

Мне сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Я давно мечтал поставить пьесу Григория Горина «Дом, который построил Свифт», потому что очень люблю этого драматурга. Для меня он один из величайших советских и российских авторов как по своему образу мыслей, языку, диалогам, так и творческой свободе фантазии. Не любить Горина означает расписаться в необразованности и глупости.


Проект декораций к спектаклю «Дом, который построил Свифт» художника Бориса Шлямина

Каким вам видится такой исторический персонаж, как Джонатан Свифт?

Свифт — величайший мудрец с потрясающим чувством юмора. Если сравнить его с кем-то из наших современников, я бы назвал Виктора Пелевина. Не поймите меня буквально, мы не делаем ссылку на этого писателя, но он, как и Свифт, являет собой пример человека с абсолютно открытым сознанием, не ограничивающего себя догмами. Передать мир писателя, работающего за своим письменным столом, его фантазии и мысли при помощи театрального языка очень непросто. Но я люблю задачи в стиле «миссия невыполнима»: чем сложнее материал, тем он для меня интереснее. К тому же, если вы вспомните мое недолгое пребывание в театре драмы, я старался познакомить нижегородскую публику с жанром философской притчи. Я продолжаю работать в том же направлении, но в спектакле «Дом, который построил Свифт» притча будет облачена в фантасмагорию.

Говорят, поставить комедию гораздо сложнее, чем драму. Как вы относитесь к этому жанру?

Для меня определяющим фактором является выбор темы вне зависимости от жанра. Фантасмагория подразумевает комедийность, другое дело, что этот жанр стоит уже над комедией. Естественно, как режиссеру мне интереснее искать комичное там, где его нет на первый взгляд. Идеальная форма воздействия спектакля на публику в моем понимании — это когда зрители сначала смеются, а потом плачут. Мы буквально проводим их по всем кругам «эмоционального ада».

Довелось ли вам за то время, что вы находитесь в городе, увидеть новые спектакли в нижегородских театрах?

Я успел побывать на читке пьесы «Саша, вынеси мусор» Елены Фирстовой в проекте «Драма_talk». А в декабре и сам, кстати, поучаствовал в нем с пьесой Филиппа Леллуша. Поймите, для любого творческого человека, который занимается театральным искусством, просто необходимо пространство для эксперимента. Мне грех жаловаться, у меня уже около пятидесяти театральных постановок, но я по-прежнему прихожу на «Драма_talk», потому что мне интересно экспериментировать и следить за экспериментами коллег. Я по сей день сохраняю добрые отношения со многими нижегородскими режиссерами и актерами, с кем хотел когда-то работать над лабораторией современной режиссуры при театре драмы. Жаль, что это проект не получил продолжения.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин.

Источник: Сайт «Столица Нижний»

Поделиться в соц. сетях