Г.Горин «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ»

ПОКА ИДУТ РЕПЕТИЦИИ…

Постановка спектакля – процесс долгий, сложный, требующий усилий многих людей. Пока режиссер объясняет свое видение пьесы, актеры учат роли, цеха готовят декорации, реквизит и шьют костюмы, мы, будущие зрители, можем немного поразмышлять о пьесе, узнать позицию режиссера и подумать о том, что же нас ждет через несколько месяцев.

О РЕЖИССЕРЕ:

Вадим Иосифович Данцигер родился 1 ноября 1969 года в Москве.
В 1989 году окончил Иркутское театральное училище по специальности «Актер театра и кино».
С1989 по 1990 году работал актером во Всероссийском объединении «Творческие мастерские».
С 1990 по 1993 году работал актером в Центральном театре Советской армии
В 1997 году окончил ГИТИС (мастерскую Л. Е. Хейфеца), получив специальности «Режиссёр театра» и «Актёр театра и кино».
В 2013—2014 годах занимал должность главного режиссёра Нижегородского театра драмы имени Горького.
Его интересуют самые разные направления драматургии, от классики до самой острой современности, он ставил спектакли на тексты Аристофана, Уайльда, Скриба, Моэма, Гоголя, Пушкина, Горина, Железцова, Юрченко, Михалкова, Исаевой. Он не боится экспериментировать, он заставляет актеров работать в разных техниках и эстетиках, расти и развиваться. Он практически никогда не повторяется.

РЕЖИССЕР О ПЬЕСЕ И БУДУЩЕМ СПЕКТАКЛЕ:

— Почему «Свифт»?

Во-первых, начнем с жанра. Пьеса сатирическая, и мне это более интересно, чем жанр просто комедии, трагедии, драмы. Для меня это философская притча. Это мой любимый жанр, который с точки зрения творчества абсолютно не имеет границ. Это жанр, разрушающий законы, в которых чаще всего существуют артисты. Он серьезно корректирует разбор материала, что тоже интересно мне как режиссеру психологической школы. Мне хочется «обнуляться», уходить от наработанных клише и пытаться себя жанрово освободить.
Во-вторых, когда мы разговаривали с Д.И.Коноваловым насчет выбора материала, с его стороны прозвучало пожелание, чтобы это была не просто игровая комедия, а сатирический материал.
Для меня Горин является одним из величайших сатириков в русской драматургии, и выбор был задан изначально. Почему «Свифт»? Потому что мне близка его тема. Когда мы говорим о пьесе, мы в первую очередь должны понять, о чем она, про что писал автор и про что мы ее делаем.
К сожалению, эта тема очень актуальна. Это тема творческой свободы художника, тема внутренней свободы. В наших сегодняшних реалиях это, конечно, утопическая тема. Но, в конце концов, мы живем в театре, что позволяет нам погружаться в мир утопии, и здесь ничто не может нам помешать. Этот материал – о внутренних, творческих свободах, о свободе внутреннего мира художника и о вторжении в этот мир извне – тех сил, которые по разным причинам эти свободы пытаются разрушать.
И в данной пьесе образ Свифта – собирательный, знаковый. Это образ Творца. Есть творец и есть его герои. И есть силы, которые пытаются корректировать внутренний мир героя и вторгаться туда, где место только свободной фантазии. Мне кажется, что здесь прямая перекличка со временем, в которое мы живем. Это касается не только творчества: жизнь вторгается в личное пространство каждого из нас.
Пьеса не глупая, не развлекательная – она провоцирует на то, чтобы задуматься. Она иносказательная, здесь очень много подтекстов – естественно, мы их расшифровываем и стараемся сделать понятными.
А свобода – это самое дорогое, что дано нам от Создателя. Свобода во всех ее проявлениях. Но когда мы говорим о свободе – мы не говорим о вседозволенности, а о свободе внутренней, об освобождении от клише, от норм, которые навязываются. Если все это направлено на созидание, то не должно быть законов, мешающих созиданию.

Многие режиссеры сегодня, идя на поводу у большинства и потворствуя его вкусам, ставят вещи «попроще» — комедии положений в основном. И даже более серьезные произведения упрощают, снижают и т.д. Вы не боитесь, что зритель Вас не поймет?

Мы живем в серьезные времена. Надо говорить о серьезных вещах. Определение «публика-дура», как мне кажется, это очень относительное определение, потому что, во-первых, я никогда не считаю публику глупее себя. Я когда-то вышел из зрительного зала, когда-то первый раз пришел в театр и тоже сидел, смотрел спектакли как зритель. У меня нет повода относиться к зрителю свысока. Во-вторых, в зрительном зале сидят люди, которые в каких-то вещах разбираются лучше, чем я. Так что мы на равных.

— А как же призыв «воспитывать зрителя»?

Ни в коем случае! Воспитывать человека должны его родители. Воспитывать театром – нелепость. Когда в зал приходят взрослые люди – зачем их воспитывать? Задача театра – задавать вопросы и заставлять людей думать. Это то, что нас отличает от всех остальных существ на этой земле – способность думать. И те, кто лишены этой возможности, на мой взгляд, несчастные люди. И мы можем только предложить помощь, а излечиваться они должны самостоятельно.

Как Вам работается с нашими актерами?

Да замечательно работается! Если актер чего-то не понимает, то проблема в режиссере. Поэтому, когда репетирую, я постоянно спрашиваю – что непонятно? И, если непонятно, – отвечаю на вопросы. У нас как раз закончился застольный период, и на этом этапе с точки зрения понимания и осмысления материала актеры текст освоили. Я вижу, как у ребят «горит глаз», им очень интересна тема, язык. У Горина потрясающие диалоги! Он владел уникальным талантом писать иронично-умные тексты. И для меня стоит знак равенства между Гориным и Свифтом – это два мастера сатиры и иронии. Все сложные темы можно понять с помощью иронии. Это будет проще по восприятию, юмор, он — ключик от всех замочков. Недаром Горин говорил: «Улыбайтесь, господа! Вы слишком серьёзны! Серьёзное лицо ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением…»

О ПЬЕСЕ:


Пьеса «Дом, который построил Свифт» была написана Григорием Гориным в 1980 году, на стыке времен – после оттепели, но до перестройки. Именно в такие «смутные времена» человеку свойственно мучиться сомнениями и муками выбора, пытаться найти свое место в жизни – или отказаться от него.
Вымышленные персонажи из произведений Свифта – лилипуты, великаны, йеху, гуигнгнмы – населяют дом, который построил Свифт. Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, предметы из одного превращаются в другой, и уже невозможно понять, где настоящие события, а где мистификация или фантазия сатирика. Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона. Именно ему предстоит вместе со зрителями пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь одинокого гениального художника.
Пьеса основан на реальных фактах из жизни Джонатана Свифта, хотя и далека от биографической точности, поэтому имеет подзаголовок «Театральная фантазия».
«Дом, который построил Свифт» — о поисках каждого человека в установленном внешнем устройстве и внутри себя. О таких забытых понятиях, как нравственность и сострадание, любовь и прощение. В эпоху смут и социальной неопределенности, когда люди забыли, что такое хорошо и что такое плохо, творчество Горина как никогда актуально. Драматург, а вслед за ним и театр, показывают, сколько мужества и стойкости требуется человеку, чтобы не потерять себя, противостоять давлению власти, чтобы жить по совести.

О СВИФТЕ:


Выдающийся британский писатель Джонатан Свифт — один из самых загадочных писателей конца XVII — начала XVIII столетий. Его жизнь полна контрастов и парадоксов: Свифт — автор знаменитой книги «Путешествие Гулливера» и острых сатирических памфлетов, но в то же время — священнослужитель, декан (настоятель) Собора Святого Патрика в Дублине. Он был одной из ключевых фигур в политической жизни Британии XVII-XVIII веков, национальным героем Ирландии — а в конце жизни его объявили сумасшедшим. Он оставил человечеству свои произведения – а деньги и дом завещал в пользу душевнобольных.

ОБ АВТОРЕ:
Григорий Израилевич Горин — русский писатель-сатирик, драматург, сценарист, телеведущий. Подобно Чехову, он был врачом и не понаслышке знал о том, какова цена человеческой жизни.
Григорий Горин: «Антон Павлович Чехов писал: «Медицина – моя жена. Литература – моя любовница». Я тоже долго метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения мужского и среднего рода – Театр и Кино! Эта компания завладела мной полностью, не оставляя времени ни на рассказы, ни на то, чтобы лечить других, ни на то, чтобы лечиться самому…»
Им написано 19 пьес, 16 киносценариев, множество рассказов. За многие годы реплики его героев разошлись на цитаты. Горин всегда обращается к вечной теме человеческого выбора, показывает, как меняются нравственные нормы и ценности в различных обстоятельствах. Горин никогда не укладывался в какое-либо направление, не писал «о герое современности», не был писателем «новой волны» или автором «производственных» пьес. Особая, сатирически-философская манера его письма, выраженная «эзоповым» языком, перекликается с мудрыми «сказками» Евгения Шварца.
Горин пишет пьесы-параболы: чем меньше внешние формы происходящего в них напоминают современность, тем больше это происходящее похоже на нашу жизнь.

ОБ АКТЕРАХ:
В спектакле заняты: Дмитрий КРЮКОВ, Евгений ПЫХТИН, Юлия ПАЛАГИНА, Алена ЩЕБЛЕВА, Игорь МИХЕЛЬСОН, Валерий ЕРУКОВ, Валерий КОНДРАТЬЕВ, Александр КАЛУГИН, Антон СУДЕЕВ, Дмитрий ЕРИН, Дмитрий ЗАБОТИН, Руслан КУТЛЫЕВ, Максим МИХАЛЕВ, Ольга БУБНОВА

ГОРИН В ТЕАТРЕ «КОМЕДIЯ»:
В 2000 году нар.арт.РСФСР, засл.деятель искусств Эстонии Семен Эммануилович Лерман в 2000 году поставил спектакль «Веронские любовники»  по пьесе Г.Горина «Чума на оба ваши дома». Этот спектакль стал первым, поставленным в новом здании на Грузинской, 23. На премьере в феврале 2000 года присутствовал автор.
«Дом, который построил Свифт» станет второй пьесой Г.Горина на нашей сцене.

gorin_lerman

 

 

Поделиться в соц. сетях