СМЕХ БЕЗ ПРОСВЕТА (Патриоты Нижнего)

Театр «Комедiя» 14 ноября представил зрителям премьеру спектакля «Тёмная история» по остроумной и яркой пьесе современного английского драматурга Питера Шеффера, пьесы которого практически не сходят с театральных подмостков, а «Оскар» за фильм «Амадей» не оставляет никаких сомнений в одаренности этого сценариста и драматурга. А насколько близким оказался английский юмор нижегородцам?

Комедия положений – один из самых востребованных жанров у массового зрителя, и это неудивительно: устав от «прозы жизни», люди стремятся в театр, чтобы отдохнуть, улыбнуться, а если повезёт, то и посмеяться от души над курьёзными ситуациями, в которые попадают герои пьесы, носящиеся в вихре уморительных событий. Именно на случайных и непредвиденных обстоятельствах и строится вся «Тёмная история», сюжет которой довольно незамысловат.

…Бедный подающий большие надежды скульптор Бриндсли, симпатичный и неглупый молодой человек, решается на смелую попытку: одним махом решить свои проблемы – и личные, и финансовые. Одновременно к нему приглашены пожилой миллионер и любитель искусства Шульц и полковник Мелкетт – импозантный пожилой отец Кэрол, девушки, на которой хочет жениться Бриндсли. Чтобы произвести выгодное впечатление на миллионера и на полковника, молодые люди заимствуют у соседа-коллекционера антикварную мебель. И в самый ответственный момент в квартире гаснет свет, приезжает из отпуска сосед, а бывшая невеста Бриндсли – Клея решает вернуться к своему возлюбленному…

И вовсе не напрасно Шеффер даёт этой пьесе подзаголовок «Беспросветная комедия», имеющий, как водится ещё со времен Шекспира, Мольера и Шоу, два смысла. Один – буквальный. В доме действительно гаснет свет, происходит это, как и полагается, в самое неподходящее время, и все герои общаются в беспросветной темноте. А второй смысл, на который, собственно, и нанизываются все смешные эпизоды, заключается в том, что все, абсолютно все перснонажи этого фарса беспросветно врут друг другу и себе.

Художник-постановщик спектакля Ольга Герр очень точно передала приметы времени, в которое происходит вся эта история: портрет Джона Леннона на стене, надпись Make Love not War, пацифистские знаки и патефон с виниловыми пластинками – всё это сразу переносит зрителя в эпоху «Битлз», стиляг и девушек в стиле пин ап. И в костюмах эта тема поддержана достаточно точно: все цвета радуги как в мужских пиджаках, так и в женских платьях, сочетаемость, казалось бы, несочетаемых оттенков вкупе со странным соседством антикварной мебели и лаконичной абстрактной скульптурой – всё это подчеркивает вихревость происходящего.

Каких-то особых режиссёрских ходов в спектакле нет, да они здесь и ни к чему – пьеса выписана настолько подробно, что идти вслед за авторским ремарками достаточно легко и можно обойтись просто грамотным мизансценированием, что и сделал режиссёр-постановщик.

А вот от актёров комедия положений всегда требует и особого темпоритма, и чутья, и тонкости, и юмора. И всё это щедро предъявляют публике и заслуженная артистка РФ Марина Вязьмина в роли мисс Фернивелл, и заслуженный артист РФ Василий Попенков – полковник Мелкетт, и Руслан Кутлыев в роли электрика Шварца. На этих трёх работах держится весь спектакль и весь юмор «беспросветной комедии», которая наверняка будет интересна широкой аудитории и со временем займёт достойное место в репертуаре театра.

Елена МИНСКАЯ

 

Источник: Патриоты Нижнего

Поделиться в соц. сетях