Сюрпризы Модерна

Среди многих гастролей, случившихся нынешней осенью, приезд этого театра — особый случай. «Модернъ» в Нижнем впервые, и жители города, наверное, первый раз имели возможность познакомиться с театром, который настойчиво и последовательно придерживается одного стиля, заявленного в названии. Это стиль художественного руководителя театра Светланы Враговой — стиль, который довольно туманно называют «стилем рубежа XIX — XX веков».

Сцена «Комедiи» на показах спектаклей преображалась до неузнаваемости. В «Путешествии маленького принца» были сияющие синие шары-планеты. В «Петле» — обстановка запущенного эмигрантского быта 1930-х годов: чердак, старый плюшевый диван, лестница и… петля под потолком. В «Моих дорогих мужчинах» — тонкий минимализм, призрачные контуры любимого города, об имени которого каждый волен догадаться сам.

Драматургическая основа во всех пьесах безукоризненна: есть характеры, судьбы, интересные размышления о трагедии народа и трагедии личности. Философия Ибрагимбекова сложна, многослойна, а потому кто-то мог воспринять его «Петлю» как спектакль исключительно о любви, с подробным историческим фоном, а кто-то — как историческую драму, отразившуюся на судьбе отдельного человека, где любовь — лишь эпизод. В «Петле» судьба эмигранта отзывается в каждом из нас, потому что говорится в ней о патриотизме тихом, настоящем, некрикливом. Еще одно восхищает в этой постановке: необыкновенная музыкальность (причем все поется «вживую») и смелость музыкального ряда, где соседствуют церковный гимн «Ныне отпущаеши» и разнузданный, пронзительный цыганский романс, гусарский патриотический гимн и тихая лирика одинокой гитары.

О том, что игра актера направлена прежде всего к внутренним струнам каждого человека, рассказывал актер Сергей Пинегин на пресс-конференции. И его роли были единственными, которые что-то в душе задевали: он играл и простеца-ротмистра («Петля»), которого жаль, и пьянчужку, мужа-подкаблучника («Мои дорогие мужчины») — не только жалкого, но в чем-то и обаятельного. Остальные актеры — мастера «холодного клинка», даже в крике бесстрастные, расчетливые экспериментаторы. Особенно это относится к «приме» театра Елене Стародуб.

Без сомнения, «Модернъ» — красивый и полезный опыт «другого театра». И нижегородский зритель, приемлющий многое, отнесся к нему с пониманием и теплом, снова поставив нас перед вопросом, что же ему, зрителю, нужно — холодное мастерство или искреннее чувство?

Алина ЛИРИНА.

 

Поделиться в соц. сетях