Кто ищет — тот найдет (Нижегородские новости)

Современная пьеса в гости к нам

Осенние гастроли крупных московских театров в «Комедии» уже который год поддерживаются администрацией Нижнего Новгорода и «Альфа-банком». В этом году состоялся приезд московского театра «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы» привез в Нижний три спектакля: «Чайка. Настоящая оперетка» по Чехову, «А чой-то ты во фраке» — тоже по Чехову и «Город» Гришковца. Среди знаковых для «Школы» актеров — Ирина Алферова и Альберт Филозов, обещание показать их в парном спектакле «При¬шел мужчина к женщине» привлекло толпы нижегородских поклонников. К сожалению и явному разочарованию этих толп, спектакль не был показан. Причина вполне объективная — думаю, все слышали про несчастье, случившееся с Филозовым. Но утешает обещание, данное художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, привезти этот спектакль, когда Альберт Леонидович поправится и вернется на сцену.

«Чайка. Современная оперетка» — перевод чеховской пьесы в облегченный жанр. Как бы хотелось сказать сакраментальную фразу: «Все мы помним неувядаемую комедию Антона Павловича!» Увы, для подобного утверждения нет оснований: чтобы воспринять двойной слой насмешки над театральными условностями, нужно было знать основной сюжет пьесы. Половина зала, видимо, не знала, если судить по многочисленным жалобам на запутанность и невнятность происходящего на сцене.

Чеховская «Чайка» в привезенной оперетке – лишь повод для улыбки. Сам жанр настраивает на легковесность, а между тем проблемы, которые поднимает эта пьеска, отнюдь не легковесны. И нужно быть очень тонким режиссером, чтобы пройти по лезвию бритвы между облегченным восприятием и осознанием действительного содержания: ведь как часто мы уже видели прецеденты, когда классический образец, теряя смысл, превращается в китч. К достоинствам «Чайки-оперетки» следует отнести то, что зрители, желающие обрести смысл, могли его найти — в хороших стихах известного и любимого нижегородцами Вадима Жука, в многочисленных аллюзиях и отсылках, во множестве ярких режиссерских находок. Те же, кто не искал,- радовался появлению на сцене Ирины Алферовой. Отдельно о пении: оперетка все-таки, все поют. Все это драматические актеры, пением специально не занимавшиеся. Некоторые — хорошо (Анжелика Волчкова, например, хотя голос у нее не академический, «разбитной»), некоторые сумели из никакого голоса сделать интересный (тот же Владимир Качан или Ольга Гусилетова). Некоторые — просто плохо. Без уточнений.

Как сказал на пресс-конференции Иосиф Райхельгауз, «Школа современной пьесы» — единственный театр, где удалась постановка пьесы Евгения Гришковца без участия автора. Удалась, в смысле пользуется успехом. В собственном помещении «Школы» «Город» ставят в особом расположении зрительного зала, где действующие герои вольно располагаются среди зрителей, отличаясь от них лишь «высотным» положением — разделенность и удаленность людей в урбанизированном мире в спектакле символизируют стремянки, на которые взгромождаются герои, чтобы пообщаться друг с другом. Смоделировать нечто подобное в «Комедiи» удалось, посадив часть зрителей на сцену, лицом к остальному залу. А между двумя этими наблюдающими флангами, на уз¬кой полосе оставшегося жиз¬ненного пространства (что вполне отвечает эстетике «Города»), на своих насестах разыгрывали драму непонимания актеры.

«Город» — действительно современная и актуальная пьеса. Настолько современная, что в разговорах по мобильнику нетрудно узнать себя — вечно спешащего, всегда опаздывающего, не задумывающегося над происходящим настолько, что чужая рефлексия вызывает недоумение. И настолько актуальная, что невольно задумываешься, что будет с этой пьесой лет через десять, когда и формы общения будут другими, и анекдоты эти уже перестанут вызывать улыбку. Впрочем, «балалайка», которую виртуозно воспроизвел Сайд Багов, останется востребованной всегда как пример личного мастерства актера.

«Город» — удивительная пьеса без начала и конца, без обязательного в классической драматургии «процесса с результатом», ибо каждый волен по-своему отвечать себе на вопрос: что же будет дальше с главным героем, ищущим потерянный смысл жизни? И каждый должен будет на него ответить, потому что все мы живем в Городе.

Алина ЛИРИНА.

Поделиться в соц. сетях