Чудеса из «Табакерки»

Звезды театра под руководством Олега Табакова представили новые спектакли и рассказали, что их связывает с Нижним.

В афише тринадцатых нижегородских гастролей «Табакерки» — Московского театра под руководством Олега Табакова — «Матросская тишина» Александра Галича в постановке Олега Табакова, «Безымянная» звезда» (пьеса М. Себастиана, режиссер Александр Марин) и мольеровская «Школа жен» (перевод Дмитрий Быкова и Василия Гиппиуса, режиссер Александр Хухлин).

Отцы и дети
«Матросская тишина» — это в первую очередь, печально знаменитая тюрьма, и лишь во вторую — улица, на которую так и не заглянет главный герой спектакля Давид.
«Когда Олег Павлович ставил этот спектакль, он ставил его как историю об отце и сыне», — напоминает об изначальном режиссерском замысле директор театра под руководством (п/р) Олега Табакова Александр Стульнев.
Замиравший от страха перед околоточным надзирателем, познавший неизбывный кошмар погромов, Абрам Шварц готов любыми способами и средствами вывести сына в люди, забросить его из заштатного нищего Тульчина — сразу в счастье. Во имя этой цели он работает ударно, копит деньги, чтобы все отдать сыну, даже отказывается от права быть рядом с сыном. Самоотречение как высшая форма отцовской любви.
Но и Давид отрекается от отца, «ходячего еврейского клише» (по выражению Павла Табакова), старомодного, неухоженного, не вписывающегося в биографическую «легенду» будущего лауреата и солиста. Этот узел развяжет только война.
Сценарист, драматург и автор-исполнитель Александр Галич (Гинзбург) написал «Матросскую тишину» после войны. Бесконечно запрещаемую официально и нет, увидеть свою пьесу на сцене Галичу не удалось. Олег Ефремов репетировал ее как одну из премьер будущего «Современника» с Евгением Евстигнеевым в роли отца и Игорем Квашой в роли Давида. Но дальше генеральной репетиции спектакль не прошел. После триумфального воцарения на сцене «Табакерки» пьеса игралась до 1998 года. Второй раз Олег Табаков обратился к пьесе, чтобы ее премьерой с совершенно другими исполнителями открыть в 2016 году новую сцену театра на Сухаревской. В нынешнем году ее увидели и нижегородские театралы.

О наболевшем
Пьесу «Безымянная звезда» в нашей стране знают все — благодаря культовому в хрестоматийном смысле этого слова фильму Михаила Козакова. В театре Табакова ее поставил режиссер Александр Марин, главные роли исполняют Аня Чиповская (Мона) и Павел Табаков (Григ).
Двадцатые годы, маленький румынский городок без названия, на станции которого никогда не останавливается скорый поезд. Кроме единственного, вопреки всем традициям, случая, оставившего на занюханной деревянной платформе роскошную безбилетную пассажирку. На вокзале судьба сводит ее с местным учителем астрономии. «Однажды вдруг в толпе людской, чтоб стать проклятьем и тоской, любовь нас выбирает»…
Аня Чиповская определенно создана для этой роли. Ее Мона влетает в тусклую провинциальную жизнь как комета. «Мона далеко не беспечна. Она существует в клетке и это понимает, — говорит Аня Чиповская о своей героине. — Ну кто она при Григе? Одна из разновидностей содержанки. Она же не просто так задерживается в этом городе. Это называется «гиря до полу дошла», у нее наболело, ей захотелось вырваться, пусть на миг, но оказаться не в своей жизни. Значит, ей там не так уж и хорошо».
Марин-Табаков — нескладный, неуместный, вообще не от мира сего, одно слово — звездочет. Любовь Моны и Марина — как вспышка магния, короткая, но яркая.
Но все же «ни одна звезда не отклоняется от своего пути». Мы видим финальный метафорический дуэт Моны и Марина перед расставанием, два символа разрушенной любви. С шеи уходящей Моны падает, рассыпаясь, жемчужное ожерелье. Небо Марина отвечает рассыпающимися, словно град, звездами.

Слепил из того, что было
«Школа жен» — одна из самых популярных и востребованных в последние годы работ театра. Впервые спектакль по пьесе Жана-Батиста Мольера «Школа жен» был сыгран ещё в 1662 году в парижском театре Пале-Рояль. В 2012 году Школа Табакова заказала Дмитрию Быкову новый перевод пьесы с неизбежными сокращениями и, если потребуется, привязками к современности. Известный журналист и литератор ожидаемо сделал из Мольера нечто вроде «Гражданина поэта». Как объяснил Виталий Егоров, исполнитель роли Кризальда, режиссер скрестил эти переводы, чтобы смягчить, причесать современные, точные и правильные, но все же жесткие моменты быковского перевода, но оставил узнаваемые реалии, вроде «либералов» и «понаехавших».
«Школу жен» фигурально открывает немолодой богатый парижанин Арнольф, искатель формулы надежного брака. Будущую жену он лепит, следуя собственному плану: сперва укромный и спокойный монастырь, затем воспитание в собственном доме.
Втихомолку расцветая, Агнеса (так зовут будущую невесту) сидит за швейной машинкой, проворно обновляет своему благодетелю и опекуну гардероб и под чутким руководством Арнольфа осваивает разработанный им этический кодекс брака. Тут-то и появляется на горизонте молодой Орас, и, казалось бы, так ловко сшитый план Арнольфа разъезжается по всем швам. Его попытки разлучить влюбленную пару безуспешны.
Успех спектаклю обеспечивает точный выбор исполнителя главной роли: это приглашенный актер Александр Семчев, смещающий мольеровские акценты. Его Арнольф — не тиран и пройдоха, но обаятельный в своей искренности человек, испытывающий глубокие и понятные чувства.
… И пока публика с горячими еще ладонями покидала зрительный зал, Юрий Лебедев и Александр Стульнев уже договаривались о следующих — весенних — гастролях «Табакерки» в Нижнем Новгороде. Сама слышала.

Прямая речь.

Что в городе тебе моем?

Виталий Егоров:
— С Нижним Новгородом меня связывают чудесные гастроли в прошлом. Мы приезжали сюда несколько раз, привозили разные спектакли, открывали этот театр после ремонта. Сегодня я был восхищен видом из окна гостиницы. Приехал — лег спать, проснулся на закате. Такой закат! Волга, багряная ленточка на горизонте, купола горят, все так красиво! Огромный стадион — как инопланетная тарелка. Город оставил самые добрые впечатления. А вечером на спектакль придут ученики, в частности, Алина Ващенко, работающая в драме.

Аня Чиповская:
— У меня однокурсник из Нижнего, Артем Быстров, очень крутой артист МХТ имени Чехова.
Отношений с городом у меня пока нет никаких. Просто поскольку Артем — человек потрясающий, Нижний мне уже нравится.

Александр Семчев:
— В Нижнем Новгороде у меня два товарища. Один занимается топливом, а другой — бизнесмен и депутат. Они всегда приходят на мои спектакли, мы общаемся.

Автор: Светлана КУКИНА

Фото: Татьяна ТОЩЕВИКОВА

Источник: http://www.nr-gazeta.ru/?id=3212&query_id=7435

Поделиться в соц. сетях